Начало: https://m.dzen.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/nochnoi-vylet-64da26318ec5fe155d195109
После майских праздников командир эскадрильи (комэск) приказал подготовиться к вылету в Меймене. Парой вертолётов должны были перевезти туда группу офицеров во главе с командиром 201 мотострелковой дивизии(МСД). Там разворачивалась эскадрилья с вертолетного полка, батальон от 201 дивизии и другие части. Командир дивизии(комдив) ехал для проверки этих частей.
Наш маршрут шел по северу Афганистана. С Кундуза до Мазари Шериф, потом до Шибаргана там дозаправка, далее полет на Меймене. На обратном пути, должны были сесть на площадку рядом с мотострелковым полком в Ташкургане. Там переночевать и вернуться в Кундуз.
Погода позволяла это сделать. Как всегда экипажи были подняты в 4 часа 30 минут, умывшись, все побрели на завтрак. Леночка, покормив нас, пожелала нам счастливого пути. Поблагодарив ее сели в машину комэска, которая довезла нас до вертолетов. Правда, ехать пришлось впятером на заднем сидении, УАЗик это выдержал. Приехав на стоянку, экипажи расчехлили вертолёты и опробовали их.
Вскоре к нам подъехали три УАЗа и санитарка. Из УАЗов вылезли комдив и группа офицеров. Комэск построил нас и отдал рапорт. Комдив сказал «вольно» потом с каждым поздоровался за руку. После этого комэск доложил о маршруте полета. Я показал комдиву карту. Он осмотрел маршрут, дал на него свое согласие. Потом сказал комэске:
- Там в санитарке сухой паек и вода, куда это можно поставить?
Я с борттехником Сергеем и Николай с Петром весь сух пай и воду в термосах расставили по вертолетам. После этого группу офицеров разделили поровну, разместив их в двух вертолетах, на нашем вертолете летел комдив с ординарцем, начальник штаба, начальник тыла, особист, два прапорщика с разведбата. На другом вертолете сопровождающие офицеры и четыре разведчика. После запуска и разрешения на выруливание. Пара вырулила на полосу. Р.П.*разрешил взлет. Вертолёты взлетели, взяв курс на Шибарган.
Полет до Шибаргана прошел хорошо. Через полтора часа пара приземлилась Шибаргане, хотели попроситься искупаться, но комэск нам не разрешил сказав:
- У нас мало времени.
Дозаправились, пара полетела дальше. Через пятьдесят минут полета вертолёты стали подходить к Меймене. Перелетев перевал на 2500 метров, перед нами открылась красивая зеленая долина, солнце ярко светило в глаза, вертолёты перешли на снижение. Солнце слепило глаза комэске. Он сдвинул со лба светофильтр, я надел очки от солнца.
Впереди показался дувал. Он был прилеплен к скале, от него шла тропа. Вертолёты пролетели его на шестистах метрах, оставив его справа. Вдруг молчание в эфире нарушил крик:
- 301, Командир по вам пуск!
Я стал нажимать на пульт отстрела ловушек АСО-2В*. Тут -же посмотрел в зеркало которое было закреплено на борту, по нему можно было увидеть ,что находилось на земле справа внизу, за хвостом. Там я увидал белый дым и инверсионный след от ракеты. От вертолета стали уходить по две яркие ракеты с каждой стороны. Комэск в это время направил вертолет в сторону солнца. Вдруг вертолет резко стал снижаться влево и вниз. Я продолжал отстреливать ракеты ловушки, переключив на серию по четыре ракеты с каждой стороны.
Я увидал, как ракета пошла за ловушками. В это время ведомый обстреливал место от, куда был произведен пуск. Наш вертолёт теперь шёл у него в хвосте. Как только он начал уходить вверх, чтобы перестроиться к нам в хвост, из дувала выскочил дух, таща на плече какую - то трубу. Сергей не ожидая команды, открыл по нему огонь из пулемета, я стрелял из автомата. Комэск наклонил вертолет и дал залп НАРС *амии четыре ракеты вылетели из блоков. На месте духа были взрывы. Мы пролетели мимо дувала, обстреливая его из пулемета и автомата. Комэск сказал в эфир ведомому.
- 305 й всади ему пару ракет, чтобы больше не стрелял.
- 301 го понял.
Когда наш вертолёт сделал разворот, то увидали как от ведомого отделидись четыре НАРС (а) и полетели в дувал. Две ракеты вошли точно в окно, две разорвались в стене дувала, не причинив ему вреда. Зато после двух первых из дувала раздался взрыв, вынесший от туда какое то белое тряпье. Пара еще сделала один заход над дувалом, за ним распластав руки, лежали двое духов, рядом лежала труба, вокруг было несколько воронок. Сергей дал очередь по трубе, трасса прошла точно по ней, но взрыва не последовало. Вертолёты прошли над дувалом на высоте сто метров, больше по нам никто огонь не открывал. Пара продолжила свой полет.
Дверь в пилотскую кабину открылась, показалось испуганное лицо адъютанта комдива, он спросил:
- Товарищ полковник спрашивает, что случилось? Почему так резко стали набирать высоту, потом падать?
Я ответил.
- Передайте комдиву, что по нам был пуск ПЗРК.* Пришлось уходить от ракет.
- Сейчас через несколько минут будет аэродром Меймене.
Вертолёты на трёхстах метрах прошли над городком и опустились на грунтовую полосу аэродрома Меймене. С грунтовой полосы мы вырулили на железную полосу и гремя по ней стали подруливать к ждущим нас офицерам. Подрулив, выключились, Сергей закрепил стремянку. Комдив и сопровождающие вылезли из вертолета. После принятия рапорта комдив пошел осматривать место расположения батальона и других помещений.
Я и Сергей осмотрели вертолет, все было нормально. В блоках оставалось двадцать четыре ракеты. Запас патронов для пулемета был, но надо было снаряжать еще ленту. Сергей предложил заняться этим. Приспособление для набивки лент было похоже на мясорубку. Снизу подавалась пустая лента, а в раструб засыпались патроны. Один крутил ручку, другой направлял пустую ленту, чтобы ее не перекосило. Подходя к раструбу в пустую ячейку ленты, шток загонял патрон, шестерня убирала заряженную ячейку, пододвигая пустую. Через двадцать минут лента была заряжена. Сергей уложил ее в специальный ящик. Сделав свои дела, я и Сергей решили осмотреться.
Метрах в пятидесяти от нас лежали остатки сгоревшего самолета. По хвостовому оперению определили, что это был ЯК-40 афганской авиакомпании. Подойдя к нему, стали осматривать остатки самолёта. Вокруг были воронки от миномета. Увидав это по телу прошли мурашки, стали оглядываться, ощущения были не очень приятные. Повернувшись, подошли к нашему вертолету. В это время к нам подошел майор, он увидав нашего комэска обрадовался, стал его обнимать. Это оказался земляк комэски. Он был комбатом строительной части, которая строила металлическую полосу. Комэск спросил про самолет ЯК-40. Он сказал:
- Этот самолет был обстрелян из минометов неделю назад. Здесь часто стреляют, особенно по ночам. Мы отвечаем им тоже из минометов. Вот на этой недели обещали прислать самоходки «Акации». Тогда они по нам перестанут стрелять безнаказанно. Вы сюда с ночевкой?
Комэск сказал:
- Нет, ночевать, наверное будем в Ташкургане.
Сергей увидал направляющуюся к нам группу офицеров. Он сказал:
- Командир, комдив к нам идет.
Комэск распрощался со своим другом, все построились. К нам подбежал ординарец крикнул:
- Запускаемся!
- По вертолетам!
Сказал комэск, все заняли свои места и запустили двигатели.
Вскоре вертолеты работали на малом газе. Комдив распрощался с провожающими и залез в вертолет, за ним залезли те кто с ним прилетел. Сергей заскочил последним на борт и убрал лесенку. Закрыв дверь, он вернулся на свое место за пулеметом. Вертолёты взлетели, развернулись и пошли в сторону Шибаргана. В дверь постучались, я открыл ее, это был комдив он спросил разрешения посмотреть из кабины. Комэск посадил его на место борттехника. Сергей в это время сидел за пулеметом. Вертолёты подлетали к тому месту, где по нам стреляли из ПЗРК. Там собралась какая-то кучка людей. Сергей спросил:
- Командир разогнать их?
- Нет, набираем высоту и уходим от них.
Потом он сказал в эфир:
-305 огонь не открывать, уходим с набором.
-305 принял, огонь не открывать.
Вертолёты с набором высоты и скольжением стали отдаляться от дувала. Снизу по нам огонь не открывали. Видно урок не прошел даром. Пара без особых приключений долетели до Шибаргана. Там нас заправили, пассажиры и экипажи подкрепились сухим пайком. После этого вылетели на Ташкурган. В восемнадцать часов пара вертолётов садилась на площадку Ташкурган.
После выключения комдив с комэской в сопровождении встречающих пошли в сторону городка. Мы заправив вертолеты, осмотрев их зачехлили и закрыли. Потом сдали вертолёты под охрану. Все сделав пошли тоже в сторону городка. Нам на встречу вышел капитан, он проводил нас в столовую. После того как все покушали, он отвел нас в палатку, там стояло шесть коек. Он спросил:
- Если хотите, то у нас не плохая баня. Комдив с вашим ведущим пары, сейчас парятся.
- С большим удовольствием.
Сказал командир ведомого вертолета Анатолий.
Капитан повел нас в баню. Баня действительно была хорошая. После бани все легли спать.
На следующее утро нас разбудили в восемь часов утра. Умывшись и позавтракав, пошли к вертолетам. Через час подошел комэск и сказал:
- В одиннадцать часов взлетаем домой.
В 10 часов 50 минут был произведён запуск вертолетов, ровно в одиннадцать часов вместе с комдивом и сопровождающими, пара взлетела на Кундуз. Комдив опять сидел на месте борттехника, наблюдая за красивыми горными пейзажами. Через сорок минут вертолёты приземлились на полосе аэродрома Кундуз. Зарулив, на стоянку, пара выключилась. После остановки лопастей Сергей вылез и поставил стремянку. Комдив и сопровождающие вылезли. Экипажи построились, комдив поблагодарил за полет, пожал каждому члену экипажа руку. Потом сел в машину и все уехали. Мы заправились, зачехлили вертолеты после чего сдали их под охрану.
Про пуски по нам из ПЗРК, напомнил через день комэск, на разборе полетов. Он всему летному составу объяснил, как надо уходить от ракеты с тепловой головкой. Так же рассказал и ведомый, что он видел. Были разработаны схемы ухода. За время пребывания эскадрильи в Кундузе, по нашим вертолетам было еще одиннадцать пусков ПЗРК.
РП- руководитель полетов
НАРС- неуправляемый авиационный ракетный снаряд.
ПЗРК – переносной зенитный- ракетный комплекс.
АСО-2В - устройство автоматическое применяется для постановки помех снарядам теплового наведения. Отстреливает ракеты с интервалом 2 секунды.Температура отстреливаемых ракет до 300 градусов.
"Акация"- самоходная гаубица калибра 152 мм.
https://proza.ru/2013/02/05/135