Зачем нужно и какими базовыми инструментами текстовых редакторов создается
Безусловно, содержание документа гораздо важнее, чем его внешний вид. Но зачастую оформление — это не только и не столько про красоту, сколько про удобство восприятия информации, профессиональные стандарты и простое уважение к коллегам. Получив от вас файл, они должны с первого взгляда по оформлению понять, с чем именно имеют дело, и без затруднений считать смысл.
К тому же иногда бывают обратные ситуации: чтобы эффективнее продолжить работу, необходимо изменить оформление чужого документа. Поэтому давайте разберемся с наиболее важными элементами форматирования текста.
Ориентация листа
Как правило, все документы мы создаем и редактируем в вертикальном виде. На языке программ это книжная ориентация. Но для широких таблиц, схем и других нестандартных элементов информации лучше подходит горизонтальное расположение, или альбомная ориентация.
Поля
Без них документ становится, во-первых, нечитаемым. Глазам сложно переключаться с одной строчки на другую. Во-вторых, поля крайне важны для печатной версии: именно за них вы будете держать лист бумаги, не перекрывая слова.
Так сложилось, что чаще всего левое поле оставляют более широким, чем правое. Изначально так делали для удобства сшивания документов. Теперь же это место можно использовать для заметок.
Колонтитулы
Это особые области на всех страницах документа, кроме титульного листа, где размещаются название, имя автора, параграф, номер страницы и тому подобное. По расположению этой строки относительно основного текста бывают верхние и нижние колонтитулы.
Постоянный колонтитул не меняется на протяжении всего документа. Например, он может содержать имя автора. Переменный же — несет новую информацию на каждой странице. Так, слово, вынесенное на самый верх в словаре для удобства навигации, является переменным верхним колонтитулом.
Колонки
Этот инструмент оформления применяется, например, если делают перевод. Или по какой-то другой причине необходимо сравнить между собой два блока текста. А еще колонки облегчают работу с финальной страницей договора, где слева и справа размещаются реквизиты разных сторон соглашения.
Разрывы
При работе с многостраничным документом, состоящим из нескольких разделов, важно правильно отделять части друг от друга. Если воспользоваться популярным методом «Много-много раз нажму Enter», при последующих правках в одной части документа текст неизбежно сместится в другой.
Чтобы этого избежать, придумали ставить разрывы. Можно обозначить конец страницы, тогда следующий текст пойдет с нового листа. А можно — разорвать целый раздел.
Содержание
Тесно связано с разрывами и структурой документа. Автоматическое оглавление анализирует заголовки разделов и собирает их на отдельном листе, проставляя номера страниц.
Красная строка
Если нужно дополнительно выделять каждый абзац, не стоит делать это через множественный пробел.
Лучше настроить отступы первой строки в абзацах. Тогда после нажатия клавиши Enter следующий текст автоматически сдвинется, будет начинаться правее. Настолько, насколько вы задали в настройках.
Сноски
Чтобы указать дополнительную информацию, например источник сведений, но не отвлекать внимание от основного текста, можно воспользоваться сносками. Они бывают внизу страницы, что удобно для комментариев. И концевыми, собирающимися отдельной группой после всех страниц.
Это лишь основные элементы оформления текстов. Лучший способ узнать больше об этой теме — скачать редактор «МойОфис Текст» и создать в нем несколько разных документов. Вы увидите все перечисленные функции, откроете новые и заодно убедитесь в удобстве отечественного программного обеспечения. В его интуитивности для пользователей.
Хорошего дня и красивых = выполняющих свои функции текстов!