Найти тему
Мастер Творцов

Ансель Адамс – «Редактор Рой Такено и Группа Читающих Газету Перед Офисом Центра Переселения Лагеря „Манзанар“, Калифорния» (1943 год)

Ансель Адамс – «Редактор Рой Такено и Группа Читающих Газету Перед Офисом Центра Переселения Лагеря „Манзанар“, Калифорния»
Ансель Адамс – «Редактор Рой Такено и Группа Читающих Газету Перед Офисом Центра Переселения Лагеря „Манзанар“, Калифорния»

Через три месяца после нападения на американский военный порт Перл-Харбор со стороны Японии – в декабре 1941 года – был издан указ, согласно которому абсолютно все американцы японского происхождения, проживающие в штатах Калифорния, Орегон и Вашингтон, должны быть незамедлительно размещены во временных центрах для интернированных.

Центр переселения людей «Манзанар» располагался в долине Оуэнс – прямо у восточного подножия гор Сьерра-Невада в штате Калифорния. Анселя Адамса (годы жизни 1902-1984) пригласили задокументировать жизнь в этом лагере. В «Манзанар» он наведывался дважды: в октябре 1943 и в июле 1944 года.

Редкий набег Адамса на документальную фотографию – редактор Рой Такено и группа, читающая газеты прямо перед входом в офис данного центра – показывает нам трёх американо-японских мужчин, читающих местную газету на ступенях так называемой Свободной Пресс-Службы. Тщательно скомпонованные, дабы выделить фигуры на переднем плане композиции, мужчины обрамлены невзрачными и серыми зданиями в центре переднего плана работы, а снежные вершины гор Сьерра-Невада занимают собой весь небесный горизонт.

С композицией, с которой всё в кадре находится в фокусе, фотография полностью соответствует принципам и догматам прямой фотографии. Тем не менее, документальный образ Адамса даёт нам мало указаний на то, что эти на первый взгляд безупречные люди были арестованы.

Действительно, фотографии Адамса из «Манзанара» подверглись резкой критике со стороны его коллеги Доротеи Ланж (годы жизни 1895-1965) за игнорирование несправедливости, совершённой в отношении интернированных там граждан. Однако фотокуратор Джон Шарковски (годы жизни 1925-2007) прочитал все фотоснимки абсолютно по-другому, предположив, что Адамс хотел показать нам, что «несмотря на всю несправедливость, от которой страдали эти люди, американцы японского происхождения сохранили свою сплочённость друг с другом, своё достоинство и свою волю».

Фотографии Адамса про «Манзанар» были опубликованы журналом «U.S. Camera» в 1944 году под названием «Рождённые Свободными и Равными», в том же году они появились в Нью-Йоркском Музее Современного Искусства (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США) на выставке под названием «Манзанар». Как бы кто не относился к его подходу, сам Адамс уже давно был разочарован своей неспособностью внести личный вклад в военные действия (в силу возраста) и сильно надеялся на то, что его фотографии, которые также распространились и в качестве передвижной выставки Музея Современного Искусства города Нью-Йорка, внесли бы свой вклад, подчеркнув всю несправедливость, с которой тут и там сталкиваются американцы японского происхождения, живущие на Западном побережье Америки.

Интересно также отметить, что данный лагерь стал родным домом для Тойо Миятакэ (годы жизни 1895-1979) – профессионального японо-американского фотографа, который управлял целой студией в периметре «Манзанара» и документировал повседневную жизнь внутри лагеря с точки зрения интернированных людей.

  • Художник – Ансель Адамс
  • Название – «Редактор Рой Такено и Группа Читающих Газету Перед Офисом Центра Переселения Лагеря „Манзанар“, Калифорния»
  • Год создания – 1943
  • Размеры – 20,3 х 25,4 сантиметров
  • Материал – Желатин на серебряной печати
  • Место нахождения – из американского журнала «U.S. Camera»