Строительство Северного широтного хода (СШХ) — крайне значимый транспортный проект, так как железнодорожная магистраль необходима не только для импорта ресурсов из Арктики в направлении Европы, но и как альтернатива БАМу и Транссибу, которая позволит их разгрузить (по оценкам экспертов, по СШХ будут провозить около 24 млн тонн грузов ежегодно).
Однако сроки строительства все время переносятся. В этом году — из-за нехватки финансирования на возведение моста через реку Обь. Кроме того, бюджет на строительство СШХ не заложен в инвестиционной программе основного российского железнодорожного перевозчика на 2023-2026 гг. Поэтому реализация проекта, по мнению Генерального директора АО «Трансэнерком» Олега Шевцова, может перенестись на 2027–2031 гг.
Строительство Северного широтного хода откладывалось неоднократно: проект намеревались осуществить еще во времена Советского Союза, но не сложилось. После этого реальные работы в этом направлении начались лишь в 2000-х. Завершить проект планировалось еще в 2020 году, но средства инвестиционной программы ОАО «РЖД» каждый раз переносились на более важные, по оценке компании, проекты.
Однако, так как в строительстве СШХ заинтересованы, прежде всего, ресурсодобывающие организации, средства на устранение узких мест БАМа и Транссиба за счет создания СШХ можно было бы получить с помощью государственно-частного партнерства.
Наиболее трудозатратным и дорогим является строительство моста через реку Обь — порядка 150 млрд руб. Если начать строительство в 2027 году, стоимость реализации всего проекта увеличится и будет составлять 730 млрд руб. Помимо этого, перенос сроков негативно отразится на доходах региона, по территории которого должен проходить Северный широтный ход — Ямало-Ненецкого автономного округа. Например, могут нарушиться сроки и объемы освоения месторождений полуострова, остановиться расширение новой транспортной инфраструктуры, а также проекты Урала и Западной Сибири, которые не смогут обойтись без железной дороги.
Более того, от строительства Северного широтного хода зависит скорость развития Арктики, богатой запасами основных ресурсов, от продажи которых поступают средства в федеральный бюджет. Например, в регионе сосредоточено 40% запасов золота, 90% хрома и марганца, 100% коренных алмазов, а также залежи нефти в размере 17 млрд тонн и газа — 85 трлн куб. м.
Учитывая важность проекта, оптимальным решением станет возврат к первоначальной идее привлечения инвесторов для финансирования его реализации с помощью концессий. Тем более, что грузопоток по направлениям, которые должен обеспечивать СШХ, подтвержден грузоотправителями, поэтому окупаемость вложений будет быстрой.