Термин "готический-рок" появился задолго до того, как разодетые в черные траурные одежды подростки высыпали на улицы Лондона в середине 80-х. Музыкальный критик Джон Стикни в 1967 году встретился с музыкантами The Doors, и, чтобы описать контраст мрачной лирики Джона Моррисона и царившей вокруг радостной атмосферы хиппи, озаглавил свою статью "Четыре двери в будущее: готический рок — это их вещь". С тех пор термин "готический рок" нередко мелькал на страницах музыкальных журналов применительно к различным музыкальным коллективам, а ретроспективно историки рока искали корни жанра в творчестве The Velvet Underground, Боуи и Элиса Купера. К концу 70-х, после того, как панковское нашествие всколыхнуло британскую музыкальную индустрию, готическими стали называть коллективы Siouxsie and the Banshees , Magazine и Joy Division, ибо атмосфера на их концертах значительно отличалась от панковских тусовок. Точкой официального отчета истории жанра стало появление композиции Bela Lugosi's Dead от Bauhaus. Это при том, что сами участники группы были не в восторге от того, что к ним приклеился ярлык готического коллектива, а сама песня была ироничной и исполнялась с подчеркнутой наивной серьезностью. Но журналистам надо было за что-то зацепиться, и Bauhaus были торжественно наречены отцами жанра, а их дебютная пластинка In the Flat Field стала первым полноценным студийником, олицетворявшим готический рок.
На начало 80-х жанр еще находился в глубоком андерграунде и впитывал в себя элементы других направлений. Большое влияние на его формирование оказал арт-рок 70-х, но, не смотря на всю свою нишевость, готический рок не был лишен поп-составляющей, что уже через пару лет выведет его в мейнстрим. Уже в 1982 году The Cure пробиваются в ТОП-10 национального чарта со своей пластинкой Pornography. Стремительный взлет жанра был весьма необычно встречен в британской музыкальной прессе. Журналист Ричард Нор отмечал его панковские корни, но окрестил его более позитивным ответвление жанра, заявив следующее: "Итак, вот он: новый позитивный панк, без пустых обещаний революции ни в рок-н-ролльном смысле, ни в более широкой политической сфере. Здесь только шанс самосознания, личной революции, красочного восприятия и гальванизации воображения, которые пробуждают дремлющий разум и тело от их лени". Возможно слово "позитивный" и не совсем сочеталось с готами, но уже к середине 80-х такие коллективы как Gene Loves Jezebel и The Sisters of Mercy бомбардировали чарты своими синглами. К тому времени готик-волна перекинулась и на Америку, где стали появляться собственные коллективы.
В США готический рок впитал в себя элементы гаражного рока, метала и панка и звучал гораздо жестче своего британского собрата. С одной стороны это лишило их чартовго успеха, с другой стороны дало плоды для зарождения других еще более мрачных ответвлений жанра. Но вернемся в Британию, там с готическим роком продолжали происходить метаморфозы. Познав вкус коммерческого успеха, многие коллективы отреклись от своего мрачного прошлого и стали экспериментировать с другими жанрами. Так The Cult переродились в хард-роковый коллектив уже к концу десятилетия. От Sisters of Mercy откололась часть музыкантов, которые, взяв вывеску The Mission, тоже впитали в свое звучание хард-роковые нотки. Другая часть готической тусовки впитывала в себя альтернативные веяние, которые уже в 90-е годы позволят им пережить очередную смену музыкальных эпох. Уже в новом десятилетии оказалось, что хоть жанр и рождался как глубокий андерграунд, но он способен раз за разом перерождаться в новой ипостаси и оказываться на волне успеха. Личину готики стали примерять на себя коллективы играющие индастриал, альтернативу, симфонический метал, а также электронная музыка.
На этом я с вами прощаюсь, до скорых встреч!