С необходимостью развития международного транспортного коридора «Север-Юг» был актуализирован ряд проектов, направленных на расширение провозной способности МТК. Одним из них является строительство Северного автодорожного обхода Астрахани, предполагающего возведение моста через Волгу. Стоимость этой инициативы оценивается более чем в 33 млрд руб. Известно, что в настоящее время специалисты работают над соответствующим проектом.
Приступить к строительству магистрали власти рассчитывают в 2025 году. Кампания займет около четырех лет, о чем в мае 2023-го заявил губернатор региона Игорь Бабушкин. Похожие сроки озвучивались еще в 2020-м, датой открытия движения называли 2030 год. С тех пор вокруг этой темы, которая к слову, обсуждается очень давно, ходили разные слухи, вплоть до того, что дорога вряд ли появится до конца десятилетия.
Однако ее актуальность резко возросла после перестройки логистических цепочек, поэтому объект имеет крайне важное значение для успешной и эффективной эксплуатации МТК «Север-Юг», в развитие которого в ближайшие семь лет намерены вложить 280 млрд руб.
Будущая трасса станет важным элементом Волго-Каспийского транспортного узла, позволит в два раза (до 10 км) сократить путь между берегами реки и вывести транзитный транспорт за пределы города, что положительно отразится не только на качестве внутренних дорог (снизится их износ), но и на экологической обстановке в областной столице, инфраструктура которой сегодня перегружена из-за фур.
Протяженность обхода составит 12,6 км, включая объект через Волгу длиной 1,8 км, а также четыре путепровода, две развязки и две эстакады. Скоростная автомагистраль с четырьмя полосами движения соединит северный и северо-западный промышленные узлы Астрахани и нескольким городским районам обеспечит дополнительный и более удобный выход на федеральную трассу Р-22 «Каспий».
Напомним, в данный момент продолжается строительство Восточного обхода, стартовавшее еще в 2000 году. Хотя разговоры о его необходимости велись со времен СССР — в 1980-х и вовсе обсуждали создание кольцевой вокруг Астрахани.
Первую очередь (14 км) ввели через четыре года, но для дальнейшего продолжения работ попросту не нашлось средств. Хотя официально проект заморозили в 2012-м — до этого кое-какие мероприятия на площадке продолжались, но крайне медленными темпами. К вопросу вернулись лишь в 2020-м, когда федеральные власти пообещали выделить деньги на завершение проекта. К активным работам приступили в 2022-м. Завершить их, согласно контракту, должны в 2026-м. Но власти обещают, что дорогу откроют уже в следующем году.
Что касается Северного обхода, то он тоже имеет давнюю историю. Хотя о нем больше говорили, нежели предпринимали какие-то реальные шаги. От слов к делу перешли в прошлом десятилетии — первая документация была подготовлена в 2016-м. Тогда кампанию оценили в 23 млрд руб. Но к реализации так и не приступили.
Через три года ГКУ «Астраханьавтодор» заказало новый проект, однако компания, выигравшая конкурс на его разработку, обанкротилась. В дальнейшем дело в свои руки взяло федеральное ФКУ «Упрдор «Каспий», которое сегодня и выступает в роли заказчика.
В статье использованы изображения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) / rosavtodor.gov.ru и ГКУ АО «Астраханьавтодор» / astra-avtodor.ru