Эх, куда же мчится русская птица – тройка! И умчала она Павла Ивановича Чичикова к Петру Петровичу Петуху.
Второй том «Мертвых душ», как известно, Н.В. Гоголь сжег в феврале 1852 года. После смерти Николая Васильевича было найдено пять глав второго тома в черновой редакции.
Второй том не обошелся без кулинарии, так же, как и первый. Как и в первом томе, во втором - Гоголь использует кухню, как инструмент создания портрета.
Петух напоминает Чичикову кулебяку, позже это блюдо и появляется в описании.
ЕДА НЕ ДАЕТ ЗАСКУЧАТЬ
Итак, один из героев поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя второго тома помещик П.П. Петух, который любит вкусно поесть. Он чем-то напоминает героев первого тома: помещицу Коробочку своим гостеприимством и помещика Собакевича – любителя вкусно и сытно поесть.
Чичиков попал к Петуху случайно: ехал к одному помещику – заехал к другому. Кучер перепутал дороги. Помещик не знает, что такое скука. Любую скуку, по мнению Петра Петровича, можно сытно заесть.
«- Как отчего скучать? – оттого, что скучно.
- Мало едите, вот и все. Попробуйте-ка хорошенько пообедать. Ведь в последнее время выдумали скуку. Прежде никто не скучал.
- Да полно хвастать! Будто уж вы никогда не скучали?
Никогда! Да и не знаю, даже и времени нет для скучанья. Поутру проснешься – ведь нужно пить чай, и тут ведь приказчик, а тут и на рыбную ловлю, а тут и ужин, а после пришел повар – заказывать нужно на завтра обед. Когда же скучать?»
Н.В. Гоголь "Мертвые души"
«Скучать» Петр Петрович своим гостям не дает. В мгновенье ока слуги накрыли стол, на который:
«поставили поднос с шестью графинами разноцветных настоек. Скоро вокруг подносов и графинов обстановилось ожерелье тарелок – икра, сыры, соленые грузди, опенки, да новые приносы из кухни чего-то в закрытых тарелках, сквозь которые слышно было ворчавшее масло».
СЪЕЛ ДВЕНАДЦАТЬ ЛОМТЕЙ
Это всего лишь закуска. Затем последовал обед. Петр Петрович внимательно следил за тем, что ели его гости. Если гость съел первый кусок, то хозяин подкладывал ему второй, за вторым - третий и так далее. И на каждый кусок у Петуха была своя поговорка.
«Съедал гость три – он ему: «Где же бывает телега о трех колесах? Кто же строит избу о трех углах?» На четыре у него была опять поговорка, на пять тоже. Чичиков съел чего-то чуть ли не двенадцать ломтей и думал: «Ну, теперь ничего не приберет больше хозяин». Не тут-то было: хозяин, не говоря ни слова, положил ему на тарелку хребтовую часть теленка, жаренного на вертеле, лучшую часть, какая ни была, с почками, да и какого теленка!»
Н.В. Гоголь "Мертвые души"
После сытного и обильного обеда гости с трудом перешли на балкон. Да, после такого обеда скучать не придется! Сон одолевать будет, что и предпринял гостеприимный хозяин имения.
КУЛЕБЯКА НА ЧЕТЫРЕ УГЛА
А потом Петер Петрович устроил вечернюю прогулку по реке и вновь обильный ужин.
За ужином так объелись, что у Чичикова живот напоминал барабан. А тут еще за стеной хозяин отдает распоряжение о том, что приготовить на ранний завтрак, который больше смахивал на «решительный обед».
Центральное место на завтраке (или обеде) должна занимать кулебяка на четыре угла. В поместье Петуха ее тоже умели печь не хуже, чем у Коробочки.
Кулебяка – царица стола в домах провинциальных помещиков. По сути, кулебяка- закрытый пирог прямоугольной или круглой формы со множеством разнообразных начинок. Кулебяка отличается от пирога тем, что в ней начинки очень много – столько же, сколько и теста. Тесто на кулебяку делали пресным, рассыпчатым и более крутым, чем на пироги. Начинки перекладывали блинами, сверху делали отверстие, чтобы пар выходил. Начинки укладывали клиньями. Главное искусство - пропечь сей кулинарный шедевр.
Петух советовал положить в кулебяку много разной начинки.
«Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне щеки осетра да вязигу. В другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да еще чего знаешь там этакого….»
Н.В. Гоголь "Мертвые души"
Бедный Чичиков все это слушал за стенкой, что даже и уснуть не мог.
И на другой день гости в поместье Петуха не просто наелись, а в прямом смысле объелись. Да еще хозяин и с собой в дорогу дал припасов. В коляске Чичиков повсюду были коробки, в которых были упакованы паштеты и пироги.
Так, Чичиков погостил у Петра Петровича Петуха, с которым случайно познакомился.