Найти тему
Логопед дает совет

Кто ставит диагноз речевому ребенку

Таким вопросом задаются некоторые родители и молодые специалисты, особенно когда им приходится заполнять речевую карту или составлять логопедическое представление.

Ответ простой. Диагноз – прерогатива врачей

Алалия, дизартрия, дислалия, логоневроз и другие – неврологические диагнозы. Значит их может установить только детский невролог.

Расстройство аутического спектра (РАС), синдром Аспергера и другие может поставить только психиатр.

Логопед может сделать заключение

Общее недоразвитие речи любой степени (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – речевое заключение, к которому приходят логопеды по результатам обследования актуального состояния речи ребёнка.

-2

Логопед – профессия педагогическая, не медицинская (хотя изредка встречаются клинические логопеды, которые работают в медицинских центрах). Поэтому диагнозов мы поставить не можем. Не позволяет профессиональная этика.

Тогда почему мы, логопеды, пишем в своих статьях о диагнозах и говорим о них родителям?

Потому, что исходя из диагнозов, установленных в медицинских учреждениях, мы ведем коррекционную работу. Опираясь на диагноз логопед выбирает стратегию и методику работы по развитию речи.

Опытный логопед по ярким маркерам может предполагать, какой диагноз поставит врач.

Но в моей практике я не раз сталкивалась с тем, что доктора могут ставить неправильные диагнозы.

Вот две распространенных ситуации, с которыми приходится сталкиваться

Первая. Ежегодно для зачисления на логопункт направляю всех не тяжёлых детей за выпиской к неврологу. Часто чистые дислалики (профессиональный сленг) приходят с диагнозом «дизартрия». Видимо невролог детской поликлиники не утруждается, и пишет всем поголовно «дизартрия», чтобы ребёнок гарантированно попал на логопункт. А какая у него форма дизартрии – тоже загадка.

-3

А он и так попадёт, даже с дислалией, и получит в полном объёме логопедическую помощь. Но в этих тонкостях, за короткое время приёма, невролог из детской поликлиники не разбирается. Дизартрию - всем!

Вторая. Мамы неговорящих детей 3-4 лет с алалией или тяжелой формой дизартрии на вопрос, что говорил невролог по поводу отсутствия речи, как правило отвечают, что ничего. Мамы часто интуитивно понимают, что с ребёнком что-то не так. Начинают беспокоиться, и обращаются к тому же детскому неврологу из поликлиники. Врач не находит видимых проблем, успокаивает мам и дает ложную надежду. Мамы ждут до 3 лет, ребенок мычит, и его снова ведут к тому же неврологу, от которого и слышат классическое: «А где вы раньше были?» Остается только развести руками.

Если в первом случае от установленной на всякий случай «дизартрии» ничего страшного с ребенком не произойдёт, и этот диагноз не сыграет никакой опасной роли в его судьбе, то второй случай опасен потерей драгоценного времени и риском вторичных нарушений когнитивных функций.

Когнитивные функции человека – это способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать (запоминать, передавать, использовать) внешнюю информацию. 

В 2 года ребёнок в норме говорит предложениями из 2-х, а то и из 3-х слов и имеет словарный запас от 200 до 350 слов. Речь может быть и чуть лучше или чуть хуже. Но она должна быть. Если ребёнок молчит, то ждать нельзя. Речью необходимо заниматься. И тут уж, где бы вы не жили, нужно найти грамотного врача и логопеда, или, что поделать, научиться работать с неговорящим ребёнком самим.

Статьи по теме: