В прошлой статье я писала, какие функции должны стать фундаментом для запуска речи.
Сегодня о том, как их можно проверить самостоятельно.
1. Уровень развития зрительного восприятия
Зрительное восприятие первостепенная функция для запуска речи ребенка. Благодаря ей ребенок с младенчества следит за мимикой и артикуляцией мамы и других родственников, непроизвольно считывая и повторяя.
Хорошо если:
- ребенок следит взглядом за мячиком, который катится (прослеживает весь путь от начала до конца)
- ребенок разделяет людей на своих и чужих (доверяет родным и знакомым и настороженно относится к незнакомцам на улице, в транспорте или магазине)
- различает 4 основных цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый (различает, не значит называет цвет, а может найти такой же по цвету, например, «дай такой кубик»)
- показывает названный предмет в книжке ( «Где зайка, где машина, где шапка?»)
2. Уровень развития слухового восприятия
Слуховое восприятие - это способность различать звуки речи. При нормальном физическом слухе, когда ребенок слышит бытовые звуки, звуки природы, слуховое восприятие малыша может быть значительно снижено.
Хорошо если:
- ребенок поворачивается, реагирует на свое имя (случай, когда ребенок увлечен или не хотел реагировать сюда не относится)
- понимает просьбы и выполняет их, например «Дай мяч», «Принеси тапочки» (хорошо, если нужный предмет не находится рядом на виду, а находится в другой комнате, прихожей)
- смотрит в сторону говорящего с ним человека
- смотрит в сторону называемого предмета или человека
3. Как развита мелкая моторика
Для совершения акта говорения нужна точная и согласованная работа щек, губ, языка. Эти движения относятся к мелкой моторике так же, как и работа пальцев рук.
Хорошо, если:
- у ребенка есть указательный жест (ребенок указывает пальчиком на предмет)
- ребенок самостоятельно пьет из кружки (посуду держит сам, питье не проливается)
- ребенок складывает игрушки в коробку и вынимает обратно
4. Как развита крупная моторика
Крупная моторика показывает, насколько хорошо у ребенка взаимодействуют между собой правое и левое полушария.
Хорошо, если:
- ребенок наклонившись, поднимает предмет с пола
- может без помощи сесть на стул
- перешагивает через палку, лежащую на полу
- редко спотыкается и падает
- умеет кидать мяч из-за головы
5. Уровень сенсорного развития
Благодаря правильной работе нейронов мозг получает информацию об окружающем мире через кожу, глаза, уши, нос, язык. Это и есть сенсорное восприятие.
Хорошо, если:
- малыш спокойно реагирует на одевание независимо от одежды (например, его не раздражают колючие кофты, шов в носке, неудобный воротник или завязки на шапке)
- ребенок любит качаться на качели
- ест разнообразную еду, не обращая внимание на ее консистенцию
- любит возиться в песке, не боится грязи, не отказывается рисовать пальчиковыми красками
6. Речевое развитие
Для запуска речи ребенку необходимо освоить все гласные и согласные раннего онтогенеза, которые он осваивает путем неосознанного повторения, наблюдая за родными.
Хорошо, если в 1,5 года ребенок:
- говорит все гласные а, о, у, и, ы, э
- говорит все простые согласные: м, б, п, к, г, х, в, ф, д, т
- произносит 15 и более слов из разных звуков, например: «вода», «мука», «нога»
- говорит короткие предложения из двух слов, например: «Мама, дай», «Иди, папа».
- количество слов ежедневно увеличивается
Если при чтении статьи вы мысленно отмечали, что ваш ребенок полутора лет все это успешно выполняет, значит с ним все в порядке.
Если вашему ребенку не удается половина того, что необходимо, ищите специалистов по запуску речи.
Если ваш малыш выполняет почти все, или он младше 18 месяцев, зрительное, слуховое, сенсорное восприятие и моторику можно подтянуть самостоятельно.
Не пропустите следующую статью с упражнениями.