Найти в Дзене
Логопед дает совет

Как проверить, готов ли ваш ребенок заговорить

Оглавление

В прошлой статье я писала, какие функции должны стать фундаментом для запуска речи.

Сегодня о том, как их можно проверить самостоятельно.

1. Уровень развития зрительного восприятия

Зрительное восприятие первостепенная функция для запуска речи ребенка. Благодаря ей ребенок с младенчества следит за мимикой и артикуляцией мамы и других родственников, непроизвольно считывая и повторяя.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Хорошо если:

  • ребенок следит взглядом за мячиком, который катится (прослеживает весь путь от начала до конца)
  • ребенок разделяет людей на своих и чужих (доверяет родным и знакомым и настороженно относится к незнакомцам на улице, в транспорте или магазине)
  • различает 4 основных цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый (различает, не значит называет цвет, а может найти такой же по цвету, например, «дай такой кубик»)
  • показывает названный предмет в книжке ( «Где зайка, где машина, где шапка?»)

2. Уровень развития слухового восприятия

Слуховое восприятие - это способность различать звуки речи. При нормальном физическом слухе, когда ребенок слышит бытовые звуки, звуки природы, слуховое восприятие малыша может быть значительно снижено.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Хорошо если:

  • ребенок поворачивается, реагирует на свое имя (случай, когда ребенок увлечен или не хотел реагировать сюда не относится)
  • понимает просьбы и выполняет их, например «Дай мяч», «Принеси тапочки» (хорошо, если нужный предмет не находится рядом на виду, а находится в другой комнате, прихожей)
  • смотрит в сторону говорящего с ним человека
  • смотрит в сторону называемого предмета или человека

3. Как развита мелкая моторика

Для совершения акта говорения нужна точная и согласованная работа щек, губ, языка. Эти движения относятся к мелкой моторике так же, как и работа пальцев рук.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Хорошо, если:

  • у ребенка есть указательный жест (ребенок указывает пальчиком на предмет)
  • ребенок самостоятельно пьет из кружки (посуду держит сам, питье не проливается)
  • ребенок складывает игрушки в коробку и вынимает обратно

4. Как развита крупная моторика

Крупная моторика показывает, насколько хорошо у ребенка взаимодействуют между собой правое и левое полушария.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Хорошо, если:

  • ребенок наклонившись, поднимает предмет с пола
  • может без помощи сесть на стул
  • перешагивает через палку, лежащую на полу
  • редко спотыкается и падает
  • умеет кидать мяч из-за головы

5. Уровень сенсорного развития

Благодаря правильной работе нейронов мозг получает информацию об окружающем мире через кожу, глаза, уши, нос, язык. Это и есть сенсорное восприятие.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Хорошо, если:

  • малыш спокойно реагирует на одевание независимо от одежды (например, его не раздражают колючие кофты, шов в носке, неудобный воротник или завязки на шапке)
  • ребенок любит качаться на качели
  • ест разнообразную еду, не обращая внимание на ее консистенцию
  • любит возиться в песке, не боится грязи, не отказывается рисовать пальчиковыми красками

6. Речевое развитие

Для запуска речи ребенку необходимо освоить все гласные и согласные раннего онтогенеза, которые он осваивает путем неосознанного повторения, наблюдая за родными.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Хорошо, если в 1,5 года ребенок:

  • говорит все гласные а, о, у, и, ы, э
  • говорит все простые согласные: м, б, п, к, г, х, в, ф, д, т
  • произносит 15 и более слов из разных звуков, например: «вода», «мука», «нога»
  • говорит короткие предложения из двух слов, например: «Мама, дай», «Иди, папа».
  • количество слов ежедневно увеличивается

Если при чтении статьи вы мысленно отмечали, что ваш ребенок полутора лет все это успешно выполняет, значит с ним все в порядке.

Если вашему ребенку не удается половина того, что необходимо, ищите специалистов по запуску речи.

Если ваш малыш выполняет почти все, или он младше 18 месяцев, зрительное, слуховое, сенсорное восприятие и моторику можно подтянуть самостоятельно.

Не пропустите следующую статью с упражнениями.