Возможно, мало кто задумывался над тем, какая связь между оперой и женской эмансипацией. Между тем оперная сцена стала тем местом, где женщина впервые сравнялась с мужчиной в своём профессиональном статусе и даже смогла успешно конкурировать с ним.
Именно в сфере оперного искусства появилась первые самодостаточные и свободные женщины, способные существовать на деньги, заработанные своим трудом. И не просто существовать, а достичь богатства, широкой известности и славы. Речь идёт об оперных примадоннах. Их история началась в Венеции в далёком XVII веке .
Рождение дивы
Первой в истории оперной дивой была итальянская певица Анна Ренци. В середине XVII века её имя звучало так же громко, как имя Марии Каллас в XX (конечно, не с таким географическим размахом). Ей адресовались самые восторженные эпитеты ("сладчайшая сирена"), а её искусство необыкновенно выразительной драматической игры воспевалось в стихах и подробно описывалось в прозе.
Как видно по её портрету, она не была какой-то необыкновенной красавицей. Но очень внимательный и серьёзный взгляд выдаёт в ней незаурядную натуру.
Её слава началась на заре истории оперного жанра, в 40-е годы XVII века, когда даже само слово "опера" ещё не стабилизировалось в итальянской лексике.
Этот жанр музыкально сценического представления называли тогда по-разному: "dramma per musica" - "драма на музыке" или "drammamusicale" - "музыкальная драма", "attione in musica" - "действие в музыке", и, как один из вариантов - "opera" - "дело", "произведение".
В то время опера выглядела не совсем так, как мы её себе представляем сегодня. В ней не было ещё эффектных арий, и оперный вокал по большей части представлял собой выразительную музыкальную декламацию под несложный аккомпанемент небольшого ансамбля инструментов. Эпоха бельканто (культ красивого голоса) была ещё впереди.
Кстати, не композитор, а либреттист тогда считался главным автором оперы.
Поэтому у публики были несколько другие критерии, по которым она оценивала исполнителей. И первая итальянская оперная дива завоевала свою славу не редкой красотой тембра, не высокими нотами, не виртуозными колоратурными каденциями, что стало нормой для знаменитых оперных примадонн позже, а другими достоинствами.
Оперная Венеция
Анна Ренци была родом из Рима (она родилась, предположительно, в1620 году) и пела при дворе французского посла. Взлёт её карьеры начался в Венеции в 1641 году, где как раз в это время разгорался настоящий оперный бум.
Здесь на деньги богатых венецианских вельмож были открыты первые общедоступные театры. Опера, которая в других местах - Флоренции, Риме - была предметом придворной роскоши для избранных, в Венеции стала публичным, коммерческим предприятием, доступным любому человеку, способному заплатить за билет небольшую сумму.
Театральный сезон здесь начинался в декабре, одновременно с началом карнавала. В Венецию в это время съезжалось огромное количество туристов со всего света, жаждущих развлечений, и новое флорентийское изобретение - dramma per musica - привлекало много публики.
В 1640 году двадцатилетнюю Анну Ренци пригласили, чтобы выступить на открытии нового оперного театра - Teatro Novissimo. Для этого случая либреттист Джулио Строцци и композитор Франческо Сакрати написали оперу "La finta pazza" ("Мнимая сумасшедшая"). Впечатляющую сценографию постановки сделал Джакомо Торелли. Опера имела огромный, невиданный успех.
Она повторялась в течение двенадцати вечеров с полным аншлагом и толпами желающих попасть на спектакль у входа. Многие приходили смотреть и слушать "La finta pazza" по нескольку раз. Вопреки всем правилам и традициям в виде исключения оперный сезон возобновили сразу после Пасхи только для того, чтобы все желающие смогли увидеть эту оперу.
"La finta pazza" быстро вышла за пределы Венеции и ставилась на сценах других городов в течение многих лет (кстати, она была первой оперой, которую увидели во Франции). Впоследствии она подвергалась всяческим дополнениям и переделкам, по её лекалу создавались другие оперы.
"La finta pazza" стала самой популярной оперой XVII века, тем, что мы сегодня называем оперным хитом. И в этом была большая заслуга Анны Ренци.
Искусство безумия
Главное, что потрясло публику в "La finta pazza" - это то, как невероятно реалистично и эффектно Анна Ренци исполняла роль сумасшедшей. В сочетании с очень эмоциональной музыкой, смесью смешного и драматического, впечатляющими декорациями и сценической машинерией это привлекло к опере бурный интерес и всеобщие симпатии.
По сюжету главная героиня Дейдамия симулирует сумасшествие, чтобы удержать от похода на войну своего возлюбленного Ахиллеса.
Благодаря либреттисту Джулио Строцци, который устроил своему творению и Анне Ренци грамотную пиар-компанию, мы можем составить представление о её искусстве. Об этом упоминалось в неоднократных изданиях либретто оперы, а спустя три года после первой постановки Джулио Строцци выпустил целую книгу, посвящённую примадонне. Она так и называлась: "Слава Анна Ренци". В ней были собраны посвящённые ей стихи. Сам Строцци подробно описывает её мастерство в подробных комментариях, и начинает, между прочим, не с вокальных талантов, а с драматических.
Он пишет о мастерстве перевоплощения, о необыкновенно живой мимике и выразительной жестикуляции, отмечая даже её дрожащие руки в наиболее драматические моменты.
Только потом он переходит к описанию её "совершеннейшего" - "полного, звучного, но не резкого" - голоса и вокальной технике ("мастерские пассажи, трепещущая трель").
Судя по написанным для нее партиям, Анна Ренци обладала небольшим сопрано диапазоном чуть меньше двух октав.
И в заключении Строцци рассказывает о молчаливости, серьезном и меланхолическом характере своей героини, ее уме и трудолюбии, а также умению наблюдать за людьми, чтобы позже воплотить свои впечатления на сцене.
Карьера и гонорары
Карьера Анны Ренци продолжалась около двадцати лет, и сцены перевоплощения, в том числе, и безумия, оставались ее коньком. Специально для нее либреттисты и композиторы писали оперы в которых героиня сходит с ума (или симулирует безумие) и выполняет сложные манипуляции с переодеванием, выдавая себя за кого-то другого.
Анна Ренци была первой примадонной, создавшей вокруг себя зону фанатизма и обожания.
Между прочим, знаки внимания, которыми награждала ее публика в Италии, заключались не только в овациях и подарках. Когда Анна Ренци выходила на аплодисменты, с галерки в зал, ложи и на сцену летели тысячи листочков со специально сочиненными и распечатанными для этого случая сонетами в ее честь.
Вот один из образцов такой поэзии:
Умолкните, лиры Аргоса!
Замрите, ахейские плектры!
И ты, сладкогласный Орфей, усмирявший чудовищ,
Склонись пред божественной славой поющей безумной богини!
Успех Анны Ренци, конечно, увеличил суммы её гонораров. За одно своё выступление она получала больше, чем, к примеру Клаудио Монтеверди - первый капельмейстер собора Святого Марка, в то время уже безоговорочно признанный "величайшим" композитором, за целый год.
Примадонны, пришедшие на сцену после неё в 1660-70-х - синьора Джиролама, Джулия Мазотти, Маргарита Саликола - стоили ещё дороже. Они исполняли не только женские, но и мужские роли и серьёзно конкурировали с кастратами. Иногда они оплачивались даже выше их. И уж конечно, по уровню доходов они оставляли далеко позади себя и либреттистов, и композиторов. Публика теперь ходила в оперу "на певцов".
Минусы успеха
О личной жизни Анны Ренци неизвестно почти ничего, кроме того, что она собиралась выйти замуж за какого-то скрипача (найден подписанный ею брачный контракт). Остальное можно только предполагать.
По венецианской традиции, сложившейся несколько позже, у всякой примы был "патрон" - вельможа, бравший "звезду" под личную опеку, осыпавший её благодеяниями и подарками и предоставлявший ей возможность жить в его дворце со всеми слугами и родственниками примадонны. Поддержка искусства считалась статусной и престижной. Вероятно, и Анна Ренци пользовалась расположением одного из венецианских аристократов.
Из документов той поры видно, что ценой самостоятельности, успеха и богатства оперных див была их низкая женская репутация. Несмотря на всеобщее обожание, славу и богатство, они оставались за линией очерченного социумом круга, поскольку, как писал один из современников, "певческая профессия сопряжена с суровой необходимостью иметь дело со многими мужчинами: композиторами, инструменталистами, поэтами и меломанами; любой, кто становится свидетелем всех этих входов и выходов из дома певицы, легко приходит к заключению, что она аморальна, независимо от того, такова она на самом деле или нет".
P.S.
Большинство опер XVII века не дошли до наших дней, а те, что дошли, не вписались в современный репертуар (исключение составляет "Коронация Поппеи" Клаудио Монтеверди).
Ноты "La finta pazza", в которой зажглась звезда славы первой оперной дивы Анны Ренци, были обнаружены в одном из частных итальянских архивов только в 1984 году. Здесь можно посмотреть 👉трейлер недавней постановки Версальского театра.
Ещё на эту тему: о дочери Джулио Строцци - композиторе Барбаре Строцци и её замечательных песнях - здесь 👇
Нелегкий путь оперной примы Джузеппины Стреппони - спутницы Джузеппе Верди - здесь 👇
Спасибо за лайки и комментарии!🌸
О самых популярных сочинениях композиторов-классиков - в моей книге, вышедшей в издательстве АСТ 👉50 музыкальных шедевров. Популярная история музыки.