Найти тему
культшпаргалка

Оперная дива №1: как начиналась история примадонн

Оглавление
Комическое интермеццо в Венеции. Аноним, XVIII век.
Комическое интермеццо в Венеции. Аноним, XVIII век.

Возможно, мало кто задумывался над тем, какая связь между оперой и женской эмансипацией. Между тем оперная сцена стала тем местом, где женщина впервые сравнялась с мужчиной в своём профессиональном статусе и даже смогла успешно конкурировать с ним.

Именно в сфере оперного искусства появилась первые самодостаточные и свободные женщины, способные существовать на деньги, заработанные своим трудом. И не просто существовать, а достичь богатства, широкой известности и славы. Речь идёт об оперных примадоннах. Их история началась в Венеции в далёком XVII веке .

Рождение дивы

Первой в истории оперной дивой была итальянская певица Анна Ренци. В середине XVII века её имя звучало так же громко, как имя Марии Каллас в XX (конечно, не с таким географическим размахом). Ей адресовались самые восторженные эпитеты ("сладчайшая сирена"), а её искусство необыкновенно выразительной драматической игры воспевалось в стихах и подробно описывалось в прозе.

Как видно по её портрету, она не была какой-то необыкновенной красавицей. Но очень внимательный и серьёзный взгляд выдаёт в ней незаурядную натуру.

-2

Её слава началась на заре истории оперного жанра, в 40-е годы XVII века, когда даже само слово "опера" ещё не стабилизировалось в итальянской лексике.

Этот жанр музыкально сценического представления называли тогда по-разному: "dramma per musica" - "драма на музыке" или "drammamusicale" - "музыкальная драма", "attione in musica" - "действие в музыке", и, как один из вариантов - "opera" - "дело", "произведение".

В то время опера выглядела не совсем так, как мы её себе представляем сегодня. В ней не было ещё эффектных арий, и оперный вокал по большей части представлял собой выразительную музыкальную декламацию под несложный аккомпанемент небольшого ансамбля инструментов. Эпоха бельканто (культ красивого голоса) была ещё впереди.

Кстати, не композитор, а либреттист тогда считался главным автором оперы.

Поэтому у публики были несколько другие критерии, по которым она оценивала исполнителей. И первая итальянская оперная дива завоевала свою славу не редкой красотой тембра, не высокими нотами, не виртуозными колоратурными каденциями, что стало нормой для знаменитых оперных примадонн позже, а другими достоинствами.

Оперная Венеция

Анна Ренци была родом из Рима (она родилась, предположительно, в1620 году) и пела при дворе французского посла. Взлёт её карьеры начался в Венеции в 1641 году, где как раз в это время разгорался настоящий оперный бум.

Каналетто. Вид на Большой Канал и церковь Санта Мария делла Салюте. 1720.
Каналетто. Вид на Большой Канал и церковь Санта Мария делла Салюте. 1720.

Здесь на деньги богатых венецианских вельмож были открыты первые общедоступные театры. Опера, которая в других местах - Флоренции, Риме - была предметом придворной роскоши для избранных, в Венеции стала публичным, коммерческим предприятием, доступным любому человеку, способному заплатить за билет небольшую сумму.

Театральный сезон здесь начинался в декабре, одновременно с началом карнавала. В Венецию в это время съезжалось огромное количество туристов со всего света, жаждущих развлечений, и новое флорентийское изобретение - dramma per musica - привлекало много публики.

В 1640 году двадцатилетнюю Анну Ренци пригласили, чтобы выступить на открытии нового оперного театра - Teatro Novissimo. Для этого случая либреттист Джулио Строцци и композитор Франческо Сакрати написали оперу "La finta pazza" ("Мнимая сумасшедшая"). Впечатляющую сценографию постановки сделал Джакомо Торелли. Опера имела огромный, невиданный успех.

Она повторялась в течение двенадцати вечеров с полным аншлагом и толпами желающих попасть на спектакль у входа. Многие приходили смотреть и слушать "La finta pazza" по нескольку раз. Вопреки всем правилам и традициям в виде исключения оперный сезон возобновили сразу после Пасхи только для того, чтобы все желающие смогли увидеть эту оперу.

"La finta pazza" быстро вышла за пределы Венеции и ставилась на сценах других городов в течение многих лет (кстати, она была первой оперой, которую увидели во Франции). Впоследствии она подвергалась всяческим дополнениям и переделкам, по её лекалу создавались другие оперы.

"La finta pazza" стала самой популярной оперой XVII века, тем, что мы сегодня называем оперным хитом. И в этом была большая заслуга Анны Ренци.

Искусство безумия

Главное, что потрясло публику в "La finta pazza" - это то, как невероятно реалистично и эффектно Анна Ренци исполняла роль сумасшедшей. В сочетании с очень эмоциональной музыкой, смесью смешного и драматического, впечатляющими декорациями и сценической машинерией это привлекло к опере бурный интерес и всеобщие симпатии.

По сюжету главная героиня Дейдамия симулирует сумасшествие, чтобы удержать от похода на войну своего возлюбленного Ахиллеса.
Сцена из постановки Королевской оперы Версаля 2022 года. Фото https://en.chateauversailles-spectacles.fr/
Сцена из постановки Королевской оперы Версаля 2022 года. Фото https://en.chateauversailles-spectacles.fr/

Благодаря либреттисту Джулио Строцци, который устроил своему творению и Анне Ренци грамотную пиар-компанию, мы можем составить представление о её искусстве. Об этом упоминалось в неоднократных изданиях либретто оперы, а спустя три года после первой постановки Джулио Строцци выпустил целую книгу, посвящённую примадонне. Она так и называлась: "Слава Анна Ренци". В ней были собраны посвящённые ей стихи. Сам Строцци подробно описывает её мастерство в подробных комментариях, и начинает, между прочим, не с вокальных талантов, а с драматических.

Он пишет о мастерстве перевоплощения, о необыкновенно живой мимике и выразительной жестикуляции, отмечая даже её дрожащие руки в наиболее драматические моменты.

Только потом он переходит к описанию её "совершеннейшего" - "полного, звучного, но не резкого" - голоса и вокальной технике ("мастерские пассажи, трепещущая трель").

Судя по написанным для нее партиям, Анна Ренци обладала небольшим сопрано диапазоном чуть меньше двух октав.

И в заключении Строцци рассказывает о молчаливости, серьезном и меланхолическом характере своей героини, ее уме и трудолюбии, а также умению наблюдать за людьми, чтобы позже воплотить свои впечатления на сцене.

Карьера и гонорары

Карьера Анны Ренци продолжалась около двадцати лет, и сцены перевоплощения, в том числе, и безумия, оставались ее коньком. Специально для нее либреттисты и композиторы писали оперы в которых героиня сходит с ума (или симулирует безумие) и выполняет сложные манипуляции с переодеванием, выдавая себя за кого-то другого.

Анна Ренци была первой примадонной, создавшей вокруг себя зону фанатизма и обожания.

Между прочим, знаки внимания, которыми награждала ее публика в Италии, заключались не только в овациях и подарках. Когда Анна Ренци выходила на аплодисменты, с галерки в зал, ложи и на сцену летели тысячи листочков со специально сочиненными и распечатанными для этого случая сонетами в ее честь.

Вот один из образцов такой поэзии:

Умолкните, лиры Аргоса!

Замрите, ахейские плектры!

И ты, сладкогласный Орфей, усмирявший чудовищ,

Склонись пред божественной славой поющей безумной богини!

Успех Анны Ренци, конечно, увеличил суммы её гонораров. За одно своё выступление она получала больше, чем, к примеру Клаудио Монтеверди - первый капельмейстер собора Святого Марка, в то время уже безоговорочно признанный "величайшим" композитором, за целый год.

Примадонны, пришедшие на сцену после неё в 1660-70-х - синьора Джиролама, Джулия Мазотти, Маргарита Саликола - стоили ещё дороже. Они исполняли не только женские, но и мужские роли и серьёзно конкурировали с кастратами. Иногда они оплачивались даже выше их. И уж конечно, по уровню доходов они оставляли далеко позади себя и либреттистов, и композиторов. Публика теперь ходила в оперу "на певцов".

Минусы успеха

О личной жизни Анны Ренци неизвестно почти ничего, кроме того, что она собиралась выйти замуж за какого-то скрипача (найден подписанный ею брачный контракт). Остальное можно только предполагать.

По венецианской традиции, сложившейся несколько позже, у всякой примы был "патрон" - вельможа, бравший "звезду" под личную опеку, осыпавший её благодеяниями и подарками и предоставлявший ей возможность жить в его дворце со всеми слугами и родственниками примадонны. Поддержка искусства считалась статусной и престижной. Вероятно, и Анна Ренци пользовалась расположением одного из венецианских аристократов.

Из документов той поры видно, что ценой самостоятельности, успеха и богатства оперных див была их низкая женская репутация. Несмотря на всеобщее обожание, славу и богатство, они оставались за линией очерченного социумом круга, поскольку, как писал один из современников, "певческая профессия сопряжена с суровой необходимостью иметь дело со многими мужчинами: композиторами, инструменталистами, поэтами и меломанами; любой, кто становится свидетелем всех этих входов и выходов из дома певицы, легко приходит к заключению, что она аморальна, независимо от того, такова она на самом деле или нет".

P.S.

Большинство опер XVII века не дошли до наших дней, а те, что дошли, не вписались в современный репертуар (исключение составляет "Коронация Поппеи" Клаудио Монтеверди).

Ноты "La finta pazza", в которой зажглась звезда славы первой оперной дивы Анны Ренци, были обнаружены в одном из частных итальянских архивов только в 1984 году. Здесь можно посмотреть 👉трейлер недавней постановки Версальского театра.

Ещё на эту тему: о дочери Джулио Строцци - композиторе Барбаре Строцци и её замечательных песнях - здесь 👇

Нелегкий путь оперной примы Джузеппины Стреппони - спутницы Джузеппе Верди - здесь 👇

Спасибо за лайки и комментарии!🌸

О самых популярных сочинениях композиторов-классиков - в моей книге, вышедшей в издательстве АСТ 👉50 музыкальных шедевров. Популярная история музыки.

-5