Найти тему

Угадай станцию метро — сказка с Мадонной, или последняя работа А. Душкина

Оглавление
Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец1950-х годов.
Название станции - в первом комментарии после статьи.

Наверное название этой станции известно многим не только в Москве и в России, но и в мире. Но буду придерживаться выбранной формы.

Итак, эта станция открылась 30 января 1952 года в составе четвертой очереди Московского метро. Станция стала последней работой архитектора Алексея Душкина. Над этой станцией архитектор работал в соавторстве с Александром Стрелковым. Стрелков, тогда еще студент, работал в Центральных архитектурных мастерских, одним из руководителей которых был Алексей Душкин. Пилонная, трехсводчатая станция, глубина заложения — 40 метров, диаметр центрального зала — 9,5 метров.

Наземный павильон

Душкин предлагал сделать наземный павильон круглым, а Стрелков квадратным. Градостроительный совет утвердил проект Стрелкова. В окончательном варианте перед фасадом — глубокий шестиколонный портик с квадратными колоннами по краям и круглыми колоннами в центре. Получилось подобие античного храма. Сзади же — круглый павильон.

Центральный и перронные залы

Еще до войны Алексей Душкин был захвачен образом станции, мечтая применить на ней такой необычный для метро материал, как стекло. Он делал эскиз за эскизом без определенного адреса. Съездил на завод цветного стекла в Ригу, привез образцы. Раскладывал их в разных сочетаниях, изучал, размышлял. (Из воспоминаний Т. Душкиной, супруги архитектора)

Душкин и Стрельцов планировали использовать в оформлении станции рельефные изображения из уранового стекла. Для создания выпуклых витражей Душкин хотел пригласить скульптора Веру Мухину, и сделать станцию, похожую на грот с теплым приглушенным освещением.

Флаконы из уранового стекла
Флаконы из уранового стекла

Госплан в выдаче урана отказал — стратегическое сырье, но одобрил выдачу золота. Архитекторы обратились к Павлу Корину с просьбой сделать витражи из цветного стекла. Все витражи были созданы в Риге в витражных мастерских. 32 подсвеченных витража размещены внутри пилонов в рамке из стали и жгута из золочёной латуни. Каждые витраж представляет собой орнамент из необыкновенных цветов. Некоторые цветы дополнены вазами и птицами.

Часть витража с рамкой
Часть витража с рамкой

Все арки также оформлены жгутом из позолоченной латуни.

Фото станции позаимствовано у russos (russos.livejournal.com/953423.html)
Фото станции позаимствовано у russos (russos.livejournal.com/953423.html)

Панно "Мир во всем мире"

В торце станции находится панно "Мир во всем мире", сделанное, как и витражи, по рисункам Павла Корина.

Из воспоминаний руководителя строительством, легендарной Татьяны Викторовны Федоровой (первая и пока единственная в коллективе Метростроя женщина, которая в течение 12 лет возглавляла шахту и строительно-монтажное управление, была заместителем начальника Метростроя):

После утверждения эскиза, где на радужном фоне была изображена женщина в окружении трех детей, в депо «Измайлово» начали набирать мозаику. Как-то, незадолго до открытия станции, приезжаем в депо с Душкиным, Кориным и начальником Метростроя Николаем Алексеевичем Губанковым и видим: работа кропотливая, движется медленно, можно не успеть. Губанков, замечательный инженер, доктор технических наук, профессор, человек огромной литературной эрудиции, был большой шутник. Вот он и говорит Корину: «Павел Дмитриевич, женщина одна, а детей трое. Она их не прокормит. Давайте ей одного ребенка оставим. Чтобы успеть к сроку.» Корин поначалу запротестовал, потом согласился. А когда мозаичное панно было готово, в нем, в результате изменения композиции, появился новый смысловой оттенок. Неожиданно и для нас, и для самого Корина, обнаружилось сходство женского персонажа с богоматерью.
Работа над панно (фото взято у ad-informandum.livejournal.com/198820.html). Детей еще 3
Работа над панно (фото взято у ad-informandum.livejournal.com/198820.html). Детей еще 3

Остался один младенец, который тянет руки вверх к медальону с профилем Сталина.

-6

По легенде при осмотре станции Хрущевым в 1954 году ему не понравилось, что женщина изображена босоногой, ее обули в сандалии. Дальше было приказано совсем убрать мозаику, но ее просто закрыли фальшстеной. Уже в 1964 году панно было решено открыть с небольшими изменениями. Павел Корин удалил с рисунка Сталина, заменив его голубями и надписью «МИР», а также убрал сандалии, вернувшись к первоначальному варианту.

Александр Стрелков, уже главный архитектор института Метрогипротранс, архитектор Алексей Душкин и художник Павел Корин на станции (начало 1960-х). Наверное обсуждают изменение панно
Александр Стрелков, уже главный архитектор института Метрогипротранс, архитектор Алексей Душкин и художник Павел Корин на станции (начало 1960-х). Наверное обсуждают изменение панно
Так выглядит панно сегодня. Сталина заменили на голубей
Так выглядит панно сегодня. Сталина заменили на голубей

Интересные факты

Кому интересно, может полистать ленту с фотографиями всех витражей станции (все фотографии позаимствованы у russos: russos.livejournal.com/953423.html):

С 1983 по 1988 годы эта станция была единственной беспересадочной на Кольцевой линии.

Павел Корин создавал эскизы для витражей, вдохновившись рисунками одежд из парчовых тканей, выставленных в Грановитой палате.

Некоторые в женщине на панно находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной.

На станции «Площадь Восстания» Санкт-Петербургского Метрополитена можно увидеть такие же люстры:

Перронный зал  станции "Площадь Восстания" Санкт-Петербург
Перронный зал станции "Площадь Восстания" Санкт-Петербург

Спасибо, что дочитали! Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для меня.

Другие статьи про метро можно прочитать здесь.

Источники
Душкина Т. Как рождались образы станций
Зиновьев А.Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель.
Стрелков А. Ф. В душе человека должна зазвучать музыка
https://russos.livejournal.com/953423.html
http://moscowwalks.ru/2019/12/19/stalin-metro/