Мазурка, кадриль, полонез, перчатки, веера, кринолины и турнюры. Как в XVIII–XIX веках, в Иркутске вновь проходят балы. Устраивают их люди, которые любят историю, танцевать и шить. Хотя признаются, что жить им нравится в наше время. Реально ли за несколько дней сшить платье из шторы, как Скарлетт О`Хара, что такое аэродинамика костюма и правда ли, что можно было приехать на бал и ни разу не выйти на паркет, читайте в нашей газете.
Эпоха Бидермайера
Наталия Юдалевич преподает информационные технологии в Байкальской международной бизнес-школе ИГУ, поет в хоре, шьет, вышивает, переводит книги с французского языка на русский, а еще руководит студией старинного танца Château chouette, что переводится как «Милый замок» или «Совиный замок».
– Я помню дату, когда первый раз пришла в студию старинного танца, 26 декабря 2004 года. Привели меня туда мои знакомые. Уже через месяц должен был состояться бал. Волновалась потому, что участвовала всего в двух репетициях, и у меня не было платья. Благо со швейной машинкой я обращаться умела и сшила наряд из того, что нашла дома – из шторы, как Скарлетт О`Хара в «Унесенных ветром». Платье до сих пор живо и участвует в фотосессиях, – рассказала наша собеседница.
Учитель английского языка Ирина Шигарова старинными танцами занимается с 2008 года, не только танцует, но и преподает в студии. Шьет, вышивает, любит литературу и театр.
– В студенчестве увлекалась спортивными бальными танцами. Стала искать в интернете профессиональную обувь и попала на сайт студии старинного танца. Подумала: «Ух ты! Это же интереснее, чем спортивные бальные танцы!» – вспоминает она. – Меня всегда восхищали романы XVIII–XIX веков, пьесы Шекспира, театральные постановки. Было интересно попробовать, а как это? Театр и танцы для человека – способ познания и выражения себя. У Александра Вампилова в записных книжках есть фраза о том, что даже Ромео познакомился с Джульеттой на танцах.
– Наталия, Ирина, сколько у вас платьев? К какому веку они относятся?
– Более 30 – от IX–XII до начала XX века, за исключением эпохи Бидермайера – это часть XIX века, для которой характерен силуэт песочные часы и рукава-фонарики, – сказала руководитель студии старинного танца Château chouette. – Сейчас я себя специально «торможу», не стремлюсь сшить что-то новое, но получается это не всегда. За имеющимися костюмами необходимо ухаживать: чистить, стирать, обрабатывать, их необходимо где-то хранить.
– У меня порядка двух десятков платьев: от XV до начала XX века. Нет костюма эпохи барокко – XVIII века, потому что этот период для меня снаружи красив, а то, что внутри него, мне не очень интересно. Это касается в первую очередь танцев, – прокомментировала преподаватель студии Château chouette.
Всего два машинных шва
Создание костюма – процесс творческий от начала и до самого конца, затратный по времени и по финансам. Только на ткань и пошив платья может уйти 20–30 тыс. рублей при условии, что этим займется профессиональная портниха. Больше повезло тем, кто умеет сам шить и вышивать, имеет насмотренность, благодаря которой можно находить материалы в самых необычных местах. «Условно говоря, можно урвать на «Авито» красивую штору за 500 рублей, из которой получится замечательное платье», – говорят наши собеседницы.
На пошив и отделку могут уйти не просто недели, месяцы. «У меня есть личный рекорд: как раз перед балом сшила платье эпохи ампир за неделю, но все эти семь дней я была в отпуске», – вспоминает Ирина Шигарова. Платье в стиле ампир пошить проще, чем, скажем, барочное. Для него нужно не так много ткани, оно максимально повторяет силуэт женской фигуры. Также для него характерны укороченный лиф, рукава-фонарики, а иногда разрезы по бокам. Если самостоятельно шить такой наряд, то можно уложиться в 2–2,5 тыс. рублей, потратившись только на ткань.
У Наталии есть бургундское платье конца XV века, вышитое вручную, на котором всего два машинных шва. Меховой воротник пришлось пришивать вручную, как и мех, которым оторочен низ юбки. Есть английское платье в стиле Кэтрин Парр, рукава и лиф которого украшены бусинами и бисером. Также множество нарядов, украшенных вышивкой, на которую ушла не одна неделя.
Платье как у Анны Карениной
Но только платьем «модный лук» дамы не ограничиваются: требуются панталоны, нижняя рубашка, нижняя юбка, кринолин, если он нужен, юбка на кринолин, корсет для платья. В некоторых случаях необходима и рубашка на корсет. Такое обилие одежды объясняется тем, что до определенного периода нельзя было обнажать некоторые части тела и даже показывать панталоны. Ампир конца XVIII – начала XIX века стал настоящим откровением и освобождением: исчезли кринолины, модным стало демонстрировать ноги.
– Период барокко – это пик, после которого мода стала упрощаться и упрощается до сих пор, – считает Наталия Юдалевич. – Это время – моя любовь, но не все ее разделяют. Барочные костюмы многим нравятся, а танцы – нет, потому что они своеобразные и сложные. Также мне очень нравятся костюмы периода ренессанса: жемчуг, камни, меха. Все очень красиво и нарядно.
– Обожаю турнюры! Когда я только начала заниматься танцами, у меня появилась мечта – сшить платье как у Анны Карениной, – прокомментировала Ирина Шигарова. – Ее я исполнила год назад, а ткань ждала своего часа целых пять лет. Очень люблю кринолины. На мой взгляд, пышная объемная юбка женщину любой комплекции делает принцессой. Без погружения в историю костюма нет понимания, как в этом двигались. Только представьте себе, бал длился пять-шесть часов, все это время в тяжелом наряде надо прожить. Со временем начинаешь понимать аэродинамику костюма: в этот момент юбка будет двигаться так, значит, я не смогу высоко подпрыгнуть.
«Сантехники ухлестывают за дамами в панталонах»
– Несколько лет назад региональная редакция телекомпании НТВ делала сюжет о концерте прежнего состава студии на камерной сцене драмтеатра, он вышел с шикарным названием: «Сантехники ухлестывают за дамами в панталонах», – улыбается Ирина Шигарова. – Это о нашем составе. У нас есть сантехники, историки, политологи, учителя, преподаватели, инженеры, страховые агенты, фотографы, видеографы, студенты – чаще всего филологи и историки. Основной костяк – порядка 15 человек.
Занятия в студии проходят по вечерам два раза в неделю, несколько раз в год организуются балы. На занятиях изучаются танцы различных эпох – от Средневековья и до XX века.
– Танцы эпохи барокко – на грани профессионального балета, в те времена танец разделился на профессиональный и социальный. Последний вышел из дворца в люди, появились танцевальные клубы, куда приходили горожане. Костюмы того или иного периода связаны с танцевальными техниками. Чем пышнее юбка, тем проще технически танец. Во времена ампира появились довольно сложные танцевальные техники потому, что ноги были открыты, и им уделяется все внимание, – говорит преподаватель студии Château chouette.
– Нам повезло, что студия базируется в ИГУ: в нашем распоряжении два лучших бальных зала в Иркутске – это актовый зал корпуса № 3 ИГУ и губернаторский зал Белого дома, – рассказала руководитель студии Château chouette. – В нынешнем году зимний бал впервые, спустя 105 лет, состоялся в Белом доме. Мы получили очень хорошие отзывы: как будто дамы в кринолинах и кавалеры были там всегда. В июне организовали «Бал в Стране Чудес» по мотивам книги Льюиса Кэрролла. Каждый постарался продумать свой костюм до мелочей и при этом соблюсти все правила дресс-кода середины XIX века. В июле приняли участие в открытии выставки в Художественном музее им. В.П. Сукачева, посвященной дому Романовых.
«Нам очень повезло родиться в XXI веке»
В начале года студия заняла третье место во II конкурсе по исторической авторской хореографии, который проходил в Москве, представив танец эпохи барокко «Сицилиана», придуманный Наталией Юдалевич. Также студия удостоилась приза зрительских симпатий. Конкурс проходил в онлайн-формате. Исполнили танец Анна Бочкова, Вера Ярошевич, Ольга Попова и Наталия Юдалевич. Операторы и видеографы – Ирина Шигарова, Николай и Марина Новцовы.
– Мы традиционно принимаем участие в лекциях школы искусств № 10 на Синюшиной горе, в этот раз нас попросили станцевать танец эпохи барокко под конкретную музыку. Ввиду того, что такого танца нет, пришлось сочинять, – вспоминает Наталия Юдалевич. – Потом Ира предложила отправить его на конкурс авторской хореографии. Студия принимала участие в чемпионате по историческим танцам в Москве, где мы заняли второе место за обязательный танец, третье – за групповой.
Осенью планируется организовать ампирный салон, где будут не только танцы, но и бальные, салонные игры.
– Игры – неотъемлемая часть балов, они придавали им интересности. Бывали периоды, когда на балы вообще ходили не танцевать, а проводить время другим способом. Люди могли за вечер проехать по трем балам и нигде не потанцевать. Об играх рассказывали на XIX Конвенте исторических танцев, который накануне прошел в Новосибирске. Также в планах – организовать детский рождественский бал: у многих участников студии уже подросли дети, выросло наше второе поколение, которое составляет нам компанию и танцует, – подчеркнула руководитель студии Château chouette.
Наши собеседницы признаются, что уже не представляют свою жизнь без исторических танцев и своей компании по студии. Но жить им очень нравится в наше время. «Когда начинаешь глубже изучать предыдущие эпохи, понимаешь, что мы счастливо живем. Накануне у нас был мастер-класс по пошиву дамских панталонов. Они прочно вошли в обиход только в начале XIX века, по меркам истории буквально вчера», – говорит Наталия Юдалевич.
– Я согласна с тем, что нам очень повезло родиться в XXI веке, – отметила Ирина Шигарова. – Мы можем погрузиться в любую эпоху и время, а потом с легкостью из него вынырнуть и запостить красивую фоточку в соцсетях.