Найти в Дзене
Игрочайник

Жизнь и смерть жанра RTS

Оглавление

Старые добрые RTS создавались для любителей тактических заруб. Эти граждане не особо ценили медитативный геймплей квестов и RPG, а бесконечное соревнование скорости реакции в шутерах, только утомляло их. Да и скучно это было в те времена.

RTS в 90-х

Dune II: Battle for Arrakis, которая впечатлила многих и дала дорогу новому жанру.
Вот она стратегия. Где время не останавливается и скорость мысли так же важна, как и последовательность решений, и банальная хитрость.

Впрочем, именно динамики не доставало первым RTS. Command & Conqueror хоть и была про танковые клинья, но многие недостатки Дюны переняла. Тем более, что у них один разработчик.

RTS обвиняли в излишней суровости и серьёзности. Во всяком случае до тех пор пока не вышла первая Red Alert, которая была чистейшим стёбом над всеми возможными клише.

-2

Но не хватало ещё добротного фэнтези. Чтобы магия, рыцарские ордены и... кто-то зелёный поднимающий свои орды с боевым кличем WAAAGH!
Было бы хорошо, однако не срослось. Хозяева зеленокожих не захотели отдавать права на них.

К счастью, права на саму идею не принадлежат никому. Поэтому мы всё-таки смогли выяснить кто круче: парни закованные в броню или зелёные ордынцы. Не с первой попытки, но уже со второй, товарищи из Blizzard сумели сколотить свою банду почитателей, а уже после третьего захода, банда разрослась до полноценной орды.

-3

Расцвет нулевых

Третий Warcraft не только стал эталоном жанра, но и подружил RPG с RTS, тактику и стратегию. Микроуправление юнитами навсегда стало обязательной частью программы в стратегиях реального времени.

Ах да. Был ещё Starcraft. Который про космос, зергов и забавных человеков в скафандрах. Совершенно понятно откуда его стащила Blizzard (от туда же, откуда приманили зёлёных клыкастиков). Да они и не стеснялись лишний раз подколоть простофиль из Games Workshop, которые не продали им права на свою вселенную вечной войны "Warhammer 40,000".

-4

Правда недолго смеялись. В 2004 году на свет появилась Dawn of War и аддоны к ней Winter Assault и Dark Crusade.
В лице этой игры тактические RTS вышли на свой пик возможностей и стали максимально динамичными.

Кстати говоря. Знаете кто был композитором Dawn of War?
Это Джереми Соул, который успел к тому времени обессмертить своё имя, создав саундтрек для The Elder Scrolls III: Morrowind.
(Ввернул-таки сюда тему TES)

Успех Вархаммера был обусловлен отточенным геймплеем и затёртыми до дыр игровыми механиками, обкатанными ещё в Варкрафте и Старкрафте. Так что, товарищи из Games Workshop смело могли благодарить своих младших коллег за бесплатный бета тест.

-5

И ведь как закольцевалась история. "Dune II" дала дорогу всем RTS, затем жанр получил серьёзный пинок от "Warcraft III", который был создан благодаря увлечению настолкой, которая очень многое позаимствовала из серии книг "Дюна". В свою очередь Dawn of War выпустили по образу и подобию Warcraft III...
Что там говорят про хороших и великих художников?

Последний крестовый поход тактических RTS

-6

В 2007 году вышли две знаковые RTS:

  1. Одна знаменовала максимум возможностей этого жанра — Dark Crusade
  2. Вторая похоронила жанр, раздавив его своей крутизной — Supreme Commander
-7

Кто-то вспомнит Starcraft II, но даже обладая крутейшей сюжетной частью, игра осталась на месте и ничего нового не привнесла. Времена были не очень простые и разработчики просто не стали изобретать что-то новое. Мир трясло от финансового кризиса и никто не хотел рисковать.

Забавно, но именно о Dark Crusade вспоминают редко. Чуть позже вышел Dawn of War 2, однако эта игра была сильным упрощением, попыткой залезть на поле тактической игры World in Conflict. Провальной попыткой.
После второго Старкрафта в жанре RTS вообще не было больших релизов и об этом замечательном жанре немного забыли.

-8

Blizzard честно пытались раздуть хайп дорогими синематиками, но во времена сессионных пострелушек длинной в 3-5-7 минут, не особо ценились игры, где одна партия могла занять добрых 15-20 минут. Да и аниме тяночек не хватало. Поэтому компания переключилась на соответствующий проект и попыталась возглавить движение (с переменным успехом).

Кто-то вспомнит, что кроме Dawn of War, Supreme Commander и Starcraft II было полно крутых RTS. Например Company of Heroes, которая набрала огромную популярность, была супер динамичной и кинематографичной.
Но всё-таки она была ближе к тактикам вроде упомянутого World in Conflict или В тылу врага 2.

-9

Вообще, именно нулевые годы стали временем расцвета RTS. Было выпущено много интересных игр в самых разных жанрах. От исторических: Age of Empires, Stronghold, Cossaсks, Rise of Nations. До представителей фэнтезийных и фантастических жанров:
Earth 2160, Paraworld, Периметр, Armies of Exigo.

Какие-то из них стали классикой жанра. Некоторые были инновационными, но большинство остались забыты, даже несмотря на высокие оценки игроков и некоторую популярность.

-10

Современное положение стратегий

Сами стратегии остаются на плаву. Во многом благодаря таким мастодонтам как серия Total War или стратегии от шведской компании Paradise. Но тактические RTS переживают не лучшие времена.

Конечно, кто-то всё ещё пытается как-то возродить старые традиции. Есть даже громкие релизы. Несколько лет назад выпустили третью часть Dawn of War. Но он проигрывает первой части в геймплее, да и стилистически стал более игрушечным. Помню и попытку возродить Homeworld, но и про эту игру быстро забыли.

-11

Стратегии реального времени нашли себя в руках инди разработчиков. Маленькие студии не тратят много денег на свои детища, продают за дёшево и их особо не ругают, потому что не ждут от них чего-то большого.

Northgard оставил приятное впечатление. Кажется, что старый геймплей из первых частей Age of Empires неплохо подошёл к антуражу викингов. Тут же выкатили четвёртую часть AoE, но игроки немного понастальгировали и всё. Опять тишина.

Возможно, что RTS так и останутся нишевыми играми для узкой аудитории. Их сложней монетизировать: ну не так просто продать скины на пехотинцев игроку, который большую часть времени видит лишь иконки или небольшие фигурки на карте.

-12