Фильм, в котором есть монстр…
И имя ему – Франкенштейн. Да, так просто. Однако я с уверенностью могу заявить, что часть читателей думают не на того персонажа.
Внимание! Содержание статьи может показаться негуманным, аморальным или же оскорбительным. Автор ни в коем случае не призывает к насилию и не хочет никого обидеть. Высказанное мнение является допустимым в рамках сюжета данного фильма. Статья может содержать кадры с наличием крови или насилия.
Доктор Франкенштейн решил пойти против законов природы. В своей лаборатории он создаёт чудовище. Тело его создания собрано из частей многочисленных трупов. Доктор хочет вдохнуть жизнь в это существо, и в одну из грозовых ночей ему это удаётся.
Я помню, с какой уверенностью начался мой первый просмотр этого фильма. Мне казалось, что я знаю о сюжете абсолютно всё. Складывается ощущение, что эти знания заложены в ДНК человека. Наверное, мне всю жизнь было известно о том, что доктора зовут Виктор Франкенштейн. Однако здесь его имя Генри. Эта маленькая деталь на мгновение пошатнула веру в мои знания.
Сам же Колин Клайв настолько красив, насколько безумен его персонаж. Когда Генри называют сумасшедшим, то он спешит продемонстрировать свою гениальность обеспокоенным людям. В его речах и взгляде чувствуется одержимость идеей. Спустя почти сотню лет от него сложно оторвать взгляд.
Фильм является представителем боди-хоррора. Со временем телесный ужас достиг настолько немыслимых масштабов и преображений, что сейчас сложно сравнить «Франкенштейна» с ними.
Думаю, что благодаря Райану Мёрфи многие знают, что Джеффри Дамер хотел, чтобы его мозг изучили и обнаружили в нём тягу к убийствам. Мозг убийцы... Меня поражает, что это будоражило умы учёных уже тогда, когда был снят фильм «Франкенштейн», а то и раньше. Именно мозг убийцы помещают в черепную коробку монстра. Генри быстро убеждают в том, что ничего путного из этого создания не выйдет, что приводит к попытке убийства существа.
Однако не мозг делает из монстра убийцу, а его незнание. Я вижу существо с чистым разумом и невинной душой. Убийство девочки, которое упоминалось мною в статье про фильм «Доктор Сон» было случайностью. Монстр не желал причинить ребёнку вреда. Он убегает не из страха быть пойманным, а от осознания того ужаса, что натворил. Наверное, каждому из нас говорили, что нельзя тянуть кота за хвост, бить другого ребёнка или же дёргать за косички девочку. Вместо наставлений и обещанного света чудовище получило от своего отца лишь жизнь в заточении и попытку отнять даже это.
Внешний вид чудовища отличается от первоисточника. На протяжении трех недель гримёр-визажист Джек Пирс и актер Борис Карлофф встречались каждый вечер, чтобы обсудить внешний вид монстра. Помимо этого, Пирс окружил себя многочисленными справочниками по медицине, криминалистике и электричестве. На грим уходило около трёх с половиной часов, а общий вес вместе с костюмом составлял 24 килограмма. Созданный Джеком Пирсом грим защищён патентами и находятся в исключительном распоряжении компании Universal. По сей день он вдохновляет и восхищает специалистов со всего мира.
Каждый раз Джеку Пирсу приходилось с нуля создавать монстра, так как в то время ещё не было тех материалов и технологий, которые сейчас используют гримёры в работе. Глаза Бариса Карлофа выглядели слишком живыми, поэтому на веки актёра был приклеен специальный воск. Надбровные дуги были изготовлены из хлопка. Пирс наносил на кожу актера клей, который до сей день мастера используют в работе, накладывал слой ваты и фиксировал его коллодием. Форма наращивалась постепенно, слой за слоем. Таким же образом была создана плоская голова чудовища. Сама же форма оправдана тем, что доктор не был выдающимся специалистом. По словам Джека Пирса, Франкенштейн удалил часть черепушки и просто прикрыл мозг плотью. Таким образом, он мог получить доступ к мозгу без лишних усилий. К слову, штуки на шее чудовища, которые все называют болтами, являются электродами. Кожа монстра обрела зелёный цвет, чтобы она казалась серой и мёртвой в кадре. Слой жирного театрального грима был таким толстым, что на нём можно было создавать дополнительные складки с помощью мастихина.
Изначально роль чудовища должен был исполнить Бела Лугоши. Грим актёра, который он сам придумал, больше напоминал персонажа из фильма «Голем» (1920), что не устраивало студию. Помимо этого, сам актёр считал, что он слишком красив, чтобы прятать своё лицо за многочисленными слоями грима. К сожалению, кадры с его пробами потеряны. Вместе с ними был потерян и образ Лугоши.
Сейчас мне сложно представить Лугоши в образе чудовища, плюс его имя крепко связано с образом Дракулы. Что касается Бориса Карлоффа, то он выглядел не только устрашающе по тем временам, но и добавил чувственности персонажу. Я не только восхищаюсь гримом, но и сопереживаю этому существу. Несмотря на свой страшный вид, монстр всем своим естеством тянется к свету.
От первоисточника фильм отличается не только внешним видом монстра, но и самим сюжетом. Если в романе Виктором движимо горе потери, то здесь Генри изначально безумен и действует исключительно в своих собственных интересах. Когда существо оживает, то Генри сравнивает себя с Богом вместо радости от совершённого им открытия. В этой истории человек является монстром.
Есть множество воплощений монстра, которому уже более двух сот лет, но ни один из них не притягивал меня так, как существо из этого фильма. Будем честны, сейчас фильм и монстр не смогут никого напугать. Однако фильм мне подарил мне такие эмоции, которые не смогли дать мне другие экранизации романа.