Друзья - фотографы! А вы знаете, что все те неудачи, которые случаются с нами при работе на коммерческих съемках в 99% случаев зависят от нас самих?
Я тоже когда-то не знала:) Но стоит лишь потратить некоторое время на анализ - и пожалуйста тебе! Как откровение, приходит ответ. Который сначала ставит в тупик (ну правда, как это - я сам виноват? Не может такого быть!) А потом понимаешь, что это очень важное откровение, которое учит и избавляет от ошибок в будущем.
Мы много говорим о том, как нужно работать на заказчика, чтобы все прошло гладко, а еще лучше - чтобы он вернулся снова. Но гораздо больше мы обсуждаем те «проблемы», которые получаем от того или иного заказа. От нас:
- требуют исходники,
- хотят ретуши там, где мы её не планировали,
- хотят больше чем то, за что заплатили,
- хотят быстрее
- хотят дешевле и тд….
Более того, я сама написала тучу статей, которые помогают заказчику выбрать фотографа. Точнее - о своем мнении относительно того, каким должен быть фотограф, чтобы у него шел поток заказов….
Но если есть одна сторона, должна быть и другая.
Фотографу тоже нужно выбирать клиента!
Но мы - фотографы часто на это «забиваем». Ну правда! Несут тебе денежку, кладут практически сразу в карман, какое там выбирать? Идем и работаем! И стараемся развеять все сомнения, которые возникают еще на этапе переговоров! А ведь сомнения - это как раз тот самый «звоночек», который дает нам возможность опомниться и избежать тех проблем, о которых мы все уши друг-другу прожужжали:))
Итак, что же нам делать, чтобы сберечь нервы, избавится от проблем в работе и работать исключительно во имя удовольствия и комфортного пополнения нашего бюджета:
Конечно же!
🚫 Не брать те заказы, которые однозначно потянут за собой конфликты, недопонимания и долгую нервотрепку в виде смс-переписок и выяснений «кто прав, а кто нет»
Как определить? С этим посложнее. Потому что мне, к примеру, часто что-то просто кажется.
- Кажется, что заказчик «какой то хмурый и недовольный по жизни»,
- кажется, что я не смогу удовлетворить запросы, потому что человек говорит, что не нравится себе на фотографиях,
- Еще кажется, что слишком высокие запросы у клиента и я боюсь, что не смогу их оправдать…
Да много чего «кажется», только это не поводы для отказов от съемок!
И, как правило, именно такие клиенты бывают самыми благодарными и счастливыми от полученного материала. Да и мне стало очень интересно работать не только «над красивой картинкой», но и собирать свою коллекцию из таких историй, где я понимаю, что смогла изменить чье-то отношение к себе или к фотографии в целом.
А вот единственный повод для отказа от съемки это -
❗️Обесценивание на начальной стадии переговоров.
Я работаю фотографом очень давно. Поэтому у меня таких примеров накопилось немало. У кого-то не так много, как у меня, поэтому такие ситуации могут и не вызвать подозрения. Но тем не менее я советую очень хорошо присмотреться к клиенту, если вас в самом начале переговоров уже опускают «ниже плинтуса».
Вот примеры фраз и вопросов, которые необходимо заметить, принять во внимание и обязательно «раскрутить» на дальнейшую беседу, чтобы убедиться, что вы не ошиблись и вас действительно не понимают, а ваш труд вызывает большие сомнения:
✔️ Вы так долго обрабатываете фотографии!
Целый месяц! Чего там делать то? Это что, так сложно?
Конечно, можно предположить, что человек просто не знает нюансов и далек от всего этого. Имеет право, кстати.
И вот тут очень важно не пропускать это мимо ушей, а постараться тактично и грамотно объяснить, что работа у вас серьезная, что всё это действительно непросто и этому нужно долго учиться. Как правило, адекватные люди принимают и понимают ваши объяснения. А бывает, что в ответ вы почувствуете сарказм или снисходительное «ладно, проехали».
Вот именно в таких случаях и можно получить кучу проблем и «недопониманий» после съемки. И это будет оправдано. Ведь если человек уверен, что покупает «какую-то ерунду, которую может сделать любой, имеющий при себе фотоаппарат», то и отношение будет соответствующее. Тем более, что «я же заплатил!»
✔️ Пофоткаешь сейчас меня за пол цены, я тебе потом еще заказы подгоню. У меня куча желающих.
Вот прям было!!! И не один раз!:) Особенно, когда свадьбы снимала.
Прайс заказчик видел, по Вотсап все нюансы проговорили, все Ок! Договариваемся о встрече. Встречаемся. Разговариваем час. И тут мне выдают, что оказывается -
мне очень повезло!! Я должна провести съемку чуть ли не за треть цены, потому что меня «потом порекомендуют»😂😂
Такой вариант, конечно, из области «на безрыбье и рак рыба», но нужно иметь ввиду, что вы общаетесь с манипулятором. Вестись на эти уловки или нет - решает каждый сам для себя. Я не ведусь.
И если мой потенциальный заказчик не соглашается на подписание договора по цене, заявленной в прайсе, то я встаю и ухожу. И обязательно доведу до сведения собеседника, что он осознанно потратил моё время впустую.
Кстати, перед встречей необходимо проговорить все важные детали в переписке. Иначе можно пол жизни потратить на бессмысленные поездки.
✔️ Оплата после того, как увижу фотографии.
Ой, тут я даже не знаю, сколько раз я писала о том, что такая форма расчетов с клиентом работает против фотографа! Ну вот сами подумайте.
- Если вы работаете честно.
- Публикуете в продающем портфолио только то, что реально можете сделать
- Соблюдаете сроки
- Отдаете ровно столько фотографий, сколько прописано в договоре
- Имеете опыт и понимаете, что можете гарантировать то качество, которое от вас ожидает клиент.
В чем вы тогда сомневаетесь?? Получается только в том, что вашему заказчику понравится то, что вы ему отдадите! Или он просто передумает вам платить, потому что «расхочет» фотографии:) но разве это повод для того, чтобы не оплатить ваш труд?
Опять же, поговорите. Узнайте, что именно мешает вашему заказчику оплатить услугу сразу. Сомнение в вашей порядочности? И вы должны доказать, что вы не мошенник? Для этого есть договор и судебные органы. Да и комфортно ли вы себя чувствуете на съемке понимая, что для того, чтобы получить свой гонорар вы должны еще и «плясать танцы с бубном», чтобы не дай бог не отработать бесплатно?
Я всегда поступаю так: Перед съемкой - предоплата, которая покрывает расходы на подготовку к съемке. Сразу после фотосессии/съемки мероприятия - остаток. До съемки или после - без разницы. Главное, что без 💯 оплаты я не начну обработку.
❗️Порядочный фотограф всегда вернет деньги, если съемка сорвется по его вине. Порядочный заказчик всегда оплатит услугу, если она ему действительно нужна и его устраивает исполнитель этой услуги.
Поэтому, если не смотря ни на что вам не доверяют и хотят «проверить», предложив вам отпахать день(возможно, бесплатно), то я советую опять же отказаться.
А людей, которые обесценивают нашу профессию ой, как много! Вот вам один из комментариев под одной из моих статей, где я писала об исходниках. Набрать могу несколько десятков, а то и больше.
И это именно те самые потенциальные наши заказчики, от которых нам, возможно, придется рыдать, рвать на себе волосы и сожалеть о том, что не обратили внимания на «звоночки» и взяли этот заказ:))
Творческого вдохновения вам, мои дорогие сантехники фотографы:)
И спасибо, что прочитали!😊🌹