Найти тему

Заказчик выбирает фотографа. А нужно ли фотографу выбирать заказчиков?

Оглавление

Друзья - фотографы! А вы знаете, что все те неудачи, которые случаются с нами при работе на коммерческих съемках в 99% случаев зависят от нас самих?

Я тоже когда-то не знала:) Но стоит лишь потратить некоторое время на анализ - и пожалуйста тебе! Как откровение, приходит ответ. Который сначала ставит в тупик (ну правда, как это - я сам виноват? Не может такого быть!) А потом понимаешь, что это очень важное откровение, которое учит и избавляет от ошибок в будущем.

Мы много говорим о том, как нужно работать на заказчика, чтобы все прошло гладко, а еще лучше - чтобы он вернулся снова. Но гораздо больше мы обсуждаем те «проблемы», которые получаем от того или иного заказа. От нас:

  • требуют исходники,
  • хотят ретуши там, где мы её не планировали,
  • хотят больше чем то, за что заплатили,
  • хотят быстрее
  • хотят дешевле и тд….

Более того, я сама написала тучу статей, которые помогают заказчику выбрать фотографа. Точнее - о своем мнении относительно того, каким должен быть фотограф, чтобы у него шел поток заказов….

-2

Но если есть одна сторона, должна быть и другая.

Фотографу тоже нужно выбирать клиента!

Но мы - фотографы часто на это «забиваем». Ну правда! Несут тебе денежку, кладут практически сразу в карман, какое там выбирать? Идем и работаем! И стараемся развеять все сомнения, которые возникают еще на этапе переговоров! А ведь сомнения - это как раз тот самый «звоночек», который дает нам возможность опомниться и избежать тех проблем, о которых мы все уши друг-другу прожужжали:))

Итак, что же нам делать, чтобы сберечь нервы, избавится от проблем в работе и работать исключительно во имя удовольствия и комфортного пополнения нашего бюджета:

Конечно же! 

🚫 Не брать те заказы, которые однозначно потянут за собой конфликты, недопонимания и долгую нервотрепку в виде смс-переписок и выяснений «кто прав, а кто нет»

Как определить? С этим посложнее. Потому что мне, к примеру, часто что-то просто кажется. 

  • Кажется, что заказчик «какой то хмурый и недовольный по жизни», 
  • кажется, что  я не смогу удовлетворить запросы, потому что человек говорит, что не нравится себе на фотографиях,
  • Еще кажется, что слишком высокие запросы у клиента и я боюсь, что не смогу их оправдать…

Да много чего «кажется», только это не поводы для отказов от съемок!

И, как правило, именно такие клиенты бывают самыми благодарными и счастливыми от полученного материала. Да и мне стало очень интересно работать не только «над красивой картинкой», но и собирать свою коллекцию из таких историй, где я понимаю, что смогла изменить чье-то отношение к себе или к фотографии в целом.

-3

А вот единственный повод для отказа от съемки это -

❗️Обесценивание на начальной стадии переговоров.

Я работаю фотографом очень давно. Поэтому у меня таких примеров накопилось немало. У кого-то не так много, как у меня, поэтому такие ситуации могут и не вызвать подозрения. Но тем не менее я советую очень хорошо присмотреться к клиенту, если вас в самом начале переговоров уже опускают «ниже плинтуса».

Вот примеры фраз и вопросов, которые необходимо заметить, принять во внимание и обязательно «раскрутить» на дальнейшую беседу, чтобы убедиться, что вы не ошиблись и вас действительно не понимают, а ваш труд вызывает большие сомнения:

✔️ Вы так долго обрабатываете фотографии!

Целый месяц! Чего там делать то? Это что, так сложно? 

Конечно, можно предположить, что человек просто не знает нюансов и далек от всего этого. Имеет право, кстати.

И вот тут очень важно не пропускать это мимо ушей, а постараться тактично и грамотно объяснить, что работа у вас серьезная, что всё это действительно непросто и этому нужно долго учиться. Как правило, адекватные люди принимают и понимают ваши объяснения. А бывает, что в ответ вы почувствуете сарказм или снисходительное «ладно, проехали». 

Вот именно в таких случаях и можно получить кучу проблем и «недопониманий» после съемки. И это будет оправдано. Ведь если человек уверен, что покупает «какую-то ерунду, которую может сделать любой, имеющий при себе фотоаппарат», то и отношение будет соответствующее. Тем более, что «я же заплатил!»

✔️ Пофоткаешь сейчас меня за пол цены, я тебе потом еще заказы подгоню. У меня куча желающих. 

Вот прям было!!! И не один раз!:) Особенно, когда свадьбы снимала. 

Прайс заказчик видел, по Вотсап все нюансы проговорили, все Ок! Договариваемся о встрече. Встречаемся. Разговариваем час. И тут мне выдают, что оказывается -

мне очень повезло!! Я должна провести съемку чуть ли не за треть цены, потому что меня «потом порекомендуют»😂😂 

Такой вариант, конечно, из области «на безрыбье и рак рыба», но нужно иметь ввиду, что вы общаетесь с манипулятором. Вестись на эти уловки или нет - решает каждый сам для себя. Я не ведусь. 

И если мой потенциальный заказчик не соглашается на подписание договора по цене, заявленной в прайсе, то я встаю и ухожу. И обязательно доведу до сведения собеседника, что он осознанно потратил моё время впустую.

Кстати, перед встречей необходимо проговорить все важные детали в переписке. Иначе можно пол жизни потратить на бессмысленные поездки.

✔️ Оплата после того, как увижу фотографии.

Ой, тут я даже не знаю, сколько раз я писала о том, что такая форма расчетов с клиентом работает против фотографа! Ну вот сами подумайте.

  • Если вы работаете честно.
  • Публикуете в продающем портфолио только то, что реально можете сделать
  • Соблюдаете сроки
  • Отдаете ровно столько фотографий, сколько прописано в договоре
  • Имеете опыт и понимаете, что можете гарантировать то качество, которое от вас ожидает клиент.

В чем вы тогда сомневаетесь?? Получается только в том, что вашему заказчику понравится то, что вы ему отдадите! Или он просто передумает вам платить, потому что «расхочет» фотографии:) но разве это повод для того, чтобы не оплатить ваш труд?

Опять же, поговорите. Узнайте, что именно мешает вашему заказчику оплатить услугу сразу. Сомнение в вашей порядочности? И вы должны доказать, что вы не мошенник? Для этого есть договор и судебные органы. Да и комфортно ли вы себя чувствуете на съемке понимая, что для того, чтобы получить свой гонорар вы должны еще и  «плясать танцы с бубном», чтобы не дай бог не отработать бесплатно?

Я всегда поступаю так: Перед съемкой - предоплата, которая покрывает расходы на подготовку к съемке. Сразу после фотосессии/съемки мероприятия - остаток. До съемки или после - без разницы. Главное, что без 💯 оплаты я не начну обработку.

❗️Порядочный фотограф всегда вернет деньги, если съемка сорвется по его вине. Порядочный заказчик всегда оплатит услугу, если она ему действительно нужна и его устраивает исполнитель этой услуги.

-4

Поэтому, если не смотря ни на что вам не доверяют и хотят «проверить», предложив вам отпахать день(возможно, бесплатно), то я советую опять же отказаться.

А людей, которые обесценивают нашу профессию ой, как много! Вот вам один из комментариев под одной из моих статей, где я писала об исходниках. Набрать могу несколько десятков, а то и больше.

-5

И это именно те самые потенциальные наши заказчики, от которых нам, возможно, придется рыдать, рвать на себе волосы и сожалеть о том, что не обратили внимания на «звоночки» и взяли этот заказ:))

Творческого вдохновения вам, мои дорогие сантехники фотографы:)

И спасибо, что прочитали!😊🌹