Найти в Дзене
джазовые пластинки

5 джазовых сэмплеров в коллекцию, ч.2

Продолжая разбираться в том, что такое сэмплеры, зачем они нужны и какие были (первое обсуждение можно найти тут) я наткнулся еще на несколько любопытных моментов. Во-первых, некоторые из них умудрялись выпускать в рамках единой серии - иногда пластинки были обозначены общим заголовком, как в случае с 'The Soul Of Jazz' на Riverside, иногда даже выделялись отдельной нумерацией в каталоге, как было с 'Swingin' Like Sixty', сэмплерами от World Pacific. Во-вторых, в некоторых случаях о том, что пластинка является сэмплером можно было узнать не только из соответствующего названия, но и выведенного на конверте ценника - обычно $1.98 для LP с джазовой музыкой. Подозреваю, что делалось это для того, чтобы подчеркнуть бюджетность сэмплера относительно обычного альбома (порядка $4.98 за пластинку) и лишить продавца возможности нацепить на конверт завышенный ценник. Впрочем, это вовсе не означает, что в магазине пластинка выставлялась именно за эти деньги - спустя некоторое время после начала
Оглавление

Продолжая разбираться в том, что такое сэмплеры, зачем они нужны и какие были (первое обсуждение можно найти тут) я наткнулся еще на несколько любопытных моментов.

Во-первых, некоторые из них умудрялись выпускать в рамках единой серии - иногда пластинки были обозначены общим заголовком, как в случае с 'The Soul Of Jazz' на Riverside, иногда даже выделялись отдельной нумерацией в каталоге, как было с 'Swingin' Like Sixty', сэмплерами от World Pacific.

Сэмплеры 'The Soul Of Jazz' на Riverside, 1961-1962 годы
Сэмплеры 'The Soul Of Jazz' на Riverside, 1961-1962 годы

Во-вторых, в некоторых случаях о том, что пластинка является сэмплером можно было узнать не только из соответствующего названия, но и выведенного на конверте ценника - обычно $1.98 для LP с джазовой музыкой.

Сэмплеры с указанной рекомендуемой ценой
Сэмплеры с указанной рекомендуемой ценой

Подозреваю, что делалось это для того, чтобы подчеркнуть бюджетность сэмплера относительно обычного альбома (порядка $4.98 за пластинку) и лишить продавца возможности нацепить на конверт завышенный ценник. Впрочем, это вовсе не означает, что в магазине пластинка выставлялась именно за эти деньги - спустя некоторое время после начала продаж и она могла заметно подешеветь.

В-третьих, далеко не все, что выглядит как сэмплер им оказывается на самом деле - в тексте в качестве примера приведен проект Крида Тейлора 'Know Your Jazz', появившийся на ABC-Paramount в 1956 году. Обычно с сэмплером можно спутать пластинки имеющие объединяющие заголовки а-ля 'Jazz Scene' или 'All-Stars' - не помешает присмотреться к тому, когда, где и кем были сделаны соответствующие записи.

Альбом 'Trombone Scene' на Vik (1957 год) и Jazzvile Vol. 3 на Dawn (1956 год)
Альбом 'Trombone Scene' на Vik (1957 год) и Jazzvile Vol. 3 на Dawn (1956 год)

Выше пара подобных историй - 'Jazzville Vol. 3' можно принять за вполне себе часть серии компиляций с записями артистов лейбла, а пластинку 'Trombone Scene' на Vik как подборку тем с тромбонистами в качестве солистов, хотя на деле это полноценный концептуальный альбом, посвященный популярному в то время инструменту.

Swingin' Like Sixty - The Singers - The Swingers (World Pacific, 1960)

В начале шестидесятых у World Pacific вышла целая серия сэмплеров - пластинки были устроены в едином визуальном стиле и были озаглавлены 'Swingin' Like Sixty'. 'Singers / Swingers' первый выпуск из трех - второй оказался посвящен этнике, а третий переизданием стерео-сэмплера, доступного в другом оформлении двумя годами ранее.

На заднике упомянуты пластинки с которых взят материал - любопытно, что некоторые из них на тот момент еще не поступили в продажу, поэтому вместо соответствующих обложек прикреплены фотографии музыкантов.

Стоит ли говорить, что материал тут бесподобный - на мой вкус сильнее оказывается вокальная сторона пластинки со сразу двумя записями Энни Росс и выдержкой с будущего единственного альбома Глории Смит. Очевидно в пользу вокальных номеров играет и возможность добавить их без редактуры - все темы было необходимо уместить в трехминутный формат. Как ни странно альбом выходил исключительно в моно.

Bethlehem's Grab-Bag (Bethlehem, 1957)

Подборку предсказуемо открывает выдержка с крупнейшего проекта лейбла полновесной джазовой интерпретации 'Порги и Бесс' (Фрэнсис Фэй и Мел Торме в главных ролях), изначально выпущенной в коробке с тремя пластинками - кроме того на первой стороне находится место еще для трех блестящих вокальных номеров (Кармен Макрей, Бетти Роше и квартета пианистки Пэт Моран).

Вторая же сторона состоит из пяти инструментальных вещей - резать их, к счастью, почти не пришлось. Она-то и произведет неизгладимое впечатление - на месте 'тот' звук, а вещи подобраны идеально и представляют из себя лучшие образчики характерного для лейбла кул-джаза.

Украшена пластинка иллюстрацией / дизайном авторства Тома Ханнана, известного своими работами для Prestige и Bethlehem - примечательно и то, что на конверте уже указана рекомендуемая цена альбома (напомню, что за обычную пластинку в ту пору пришлось бы выложить порядка пяти долларов вместо $1.98 за сэмплер).

Creed Taylor Presents Know Your Jazz (ABC-Paramount, 1956)

Авторский проект Крида Тейлора 'Know Your Jazz' легко принять за еще один сэмплер - на деле это вовсе не компиляция прежде доступного материала, а полноценный, записанный в три сессии у Ван Гелдера дома, альбом.

Альбом Creed Taylor Presents Know Your Jazz (ABC-Paramount, 1956)
Альбом Creed Taylor Presents Know Your Jazz (ABC-Paramount, 1956)

С толку сбивает количество имен на обложке - речь вовсе не про оркестр соответствующего размера, а про то, что каждому из музыкантов дана возможность почувствовать себя лидером, правда ровно на время одной непродолжительной композиции.

Учитывая класс музыкантов и то, что запись устроена еще на 'старой квартире' Ван Гелдера альбом получился выдающимся и к большому сожалению не получил достойного продолжения.

The Soul Of Jazz - 1961 (Riverside, 1961)

Пятый сэмплер лейбла Riverside - первые четыре случились еще в пятидесятых. Он же открывает серию 'Soul Of Jazz', в которой также расположились 'The Soul Of Jazz Piano' (S-7, о нем в предыдущей подборке) и 'The Soul Of Jazz Percussion' (S-8). Любопытно, что в заголовке использовано именно это сочетание - возможно всё еще шумели популярные записи Эддерли, сделанные в Сан-Франциско, к которым некоторые критики прикрепили ярлык 'soul jazz'.

При этом очевидно, что далеко не все артисты лейбла про соул-джаз - главные пианисты Riverside, Монк и Эванс, явно придерживаются другой стилистики. Однако подборка безусловно работает - знакомиться с артистами лейбла лучше именно так, через десять мелодий, попавших на сэмплер S-5, который, к слову, можно найти и в стерео. Среди моих фаворитов оркестровая версия 'Wade In The Water' с пластинки саксофониста Джонни Гриффина и интерпретация темы Бобби Тиммонса 'Pretty Memory', устроенная секстетом трубача Нэта Эддерли.

The Young Ones Of Jazz (Emarcy, 1956)

Вполне себе концептуальный сэмплер середины пятидесятых от чикагского лейбла - представлены условно юные музыканты, фронтменом которых предсказуемо выбран трубач Клиффорд Браун. На первой стороне можно услышать по одной композиции в исполнении первых четырех перечисленных на обложке артистов, последние же трое могут порадовать сразу двумя треками на второй стороне пластинки.

Альбом The Young Ones Of Jazz (Emarcy, 1956)
Альбом The Young Ones Of Jazz (Emarcy, 1956)

Некоторые записи (пожалуй что за исключением тем пианиста Джо Сэйя) в оригинальном исполнении достать довольно трудно - я, лично, не первый год безуспешно ищу пластинку певца Джеки Пэриса, первоначально выпущенную не в джазовой серии Emarcy, а на первой инкарнации Wing, одного из подлейблов Mercury. Звучит, надо сказать, бесподобно - вкупе с красочным оформлением достойный кандидат на место на полке.

Пока что речь шла исключительно про сэмплеры, выпущенные лейблами с джазовым уклоном - в будущих текстах обязательно вспомним и про Columbia с RCA Victor.