Продолжая разбираться в том, что такое сэмплеры, зачем они нужны и какие были (первое обсуждение можно найти тут) я наткнулся еще на несколько любопытных моментов.
Во-первых, некоторые из них умудрялись выпускать в рамках единой серии - иногда пластинки были обозначены общим заголовком, как в случае с 'The Soul Of Jazz' на Riverside, иногда даже выделялись отдельной нумерацией в каталоге, как было с 'Swingin' Like Sixty', сэмплерами от World Pacific.
Во-вторых, в некоторых случаях о том, что пластинка является сэмплером можно было узнать не только из соответствующего названия, но и выведенного на конверте ценника - обычно $1.98 для LP с джазовой музыкой.
Подозреваю, что делалось это для того, чтобы подчеркнуть бюджетность сэмплера относительно обычного альбома (порядка $4.98 за пластинку) и лишить продавца возможности нацепить на конверт завышенный ценник. Впрочем, это вовсе не означает, что в магазине пластинка выставлялась именно за эти деньги - спустя некоторое время после начала продаж и она могла заметно подешеветь.
В-третьих, далеко не все, что выглядит как сэмплер им оказывается на самом деле - в тексте в качестве примера приведен проект Крида Тейлора 'Know Your Jazz', появившийся на ABC-Paramount в 1956 году. Обычно с сэмплером можно спутать пластинки имеющие объединяющие заголовки а-ля 'Jazz Scene' или 'All-Stars' - не помешает присмотреться к тому, когда, где и кем были сделаны соответствующие записи.
Выше пара подобных историй - 'Jazzville Vol. 3' можно принять за вполне себе часть серии компиляций с записями артистов лейбла, а пластинку 'Trombone Scene' на Vik как подборку тем с тромбонистами в качестве солистов, хотя на деле это полноценный концептуальный альбом, посвященный популярному в то время инструменту.
Swingin' Like Sixty - The Singers - The Swingers (World Pacific, 1960)
В начале шестидесятых у World Pacific вышла целая серия сэмплеров - пластинки были устроены в едином визуальном стиле и были озаглавлены 'Swingin' Like Sixty'. 'Singers / Swingers' первый выпуск из трех - второй оказался посвящен этнике, а третий переизданием стерео-сэмплера, доступного в другом оформлении двумя годами ранее.
На заднике упомянуты пластинки с которых взят материал - любопытно, что некоторые из них на тот момент еще не поступили в продажу, поэтому вместо соответствующих обложек прикреплены фотографии музыкантов.
Стоит ли говорить, что материал тут бесподобный - на мой вкус сильнее оказывается вокальная сторона пластинки со сразу двумя записями Энни Росс и выдержкой с будущего единственного альбома Глории Смит. Очевидно в пользу вокальных номеров играет и возможность добавить их без редактуры - все темы было необходимо уместить в трехминутный формат. Как ни странно альбом выходил исключительно в моно.
Bethlehem's Grab-Bag (Bethlehem, 1957)
Подборку предсказуемо открывает выдержка с крупнейшего проекта лейбла полновесной джазовой интерпретации 'Порги и Бесс' (Фрэнсис Фэй и Мел Торме в главных ролях), изначально выпущенной в коробке с тремя пластинками - кроме того на первой стороне находится место еще для трех блестящих вокальных номеров (Кармен Макрей, Бетти Роше и квартета пианистки Пэт Моран).
Вторая же сторона состоит из пяти инструментальных вещей - резать их, к счастью, почти не пришлось. Она-то и произведет неизгладимое впечатление - на месте 'тот' звук, а вещи подобраны идеально и представляют из себя лучшие образчики характерного для лейбла кул-джаза.
Украшена пластинка иллюстрацией / дизайном авторства Тома Ханнана, известного своими работами для Prestige и Bethlehem - примечательно и то, что на конверте уже указана рекомендуемая цена альбома (напомню, что за обычную пластинку в ту пору пришлось бы выложить порядка пяти долларов вместо $1.98 за сэмплер).
Creed Taylor Presents Know Your Jazz (ABC-Paramount, 1956)
Авторский проект Крида Тейлора 'Know Your Jazz' легко принять за еще один сэмплер - на деле это вовсе не компиляция прежде доступного материала, а полноценный, записанный в три сессии у Ван Гелдера дома, альбом.
С толку сбивает количество имен на обложке - речь вовсе не про оркестр соответствующего размера, а про то, что каждому из музыкантов дана возможность почувствовать себя лидером, правда ровно на время одной непродолжительной композиции.
Учитывая класс музыкантов и то, что запись устроена еще на 'старой квартире' Ван Гелдера альбом получился выдающимся и к большому сожалению не получил достойного продолжения.
The Soul Of Jazz - 1961 (Riverside, 1961)
Пятый сэмплер лейбла Riverside - первые четыре случились еще в пятидесятых. Он же открывает серию 'Soul Of Jazz', в которой также расположились 'The Soul Of Jazz Piano' (S-7, о нем в предыдущей подборке) и 'The Soul Of Jazz Percussion' (S-8). Любопытно, что в заголовке использовано именно это сочетание - возможно всё еще шумели популярные записи Эддерли, сделанные в Сан-Франциско, к которым некоторые критики прикрепили ярлык 'soul jazz'.
При этом очевидно, что далеко не все артисты лейбла про соул-джаз - главные пианисты Riverside, Монк и Эванс, явно придерживаются другой стилистики. Однако подборка безусловно работает - знакомиться с артистами лейбла лучше именно так, через десять мелодий, попавших на сэмплер S-5, который, к слову, можно найти и в стерео. Среди моих фаворитов оркестровая версия 'Wade In The Water' с пластинки саксофониста Джонни Гриффина и интерпретация темы Бобби Тиммонса 'Pretty Memory', устроенная секстетом трубача Нэта Эддерли.
The Young Ones Of Jazz (Emarcy, 1956)
Вполне себе концептуальный сэмплер середины пятидесятых от чикагского лейбла - представлены условно юные музыканты, фронтменом которых предсказуемо выбран трубач Клиффорд Браун. На первой стороне можно услышать по одной композиции в исполнении первых четырех перечисленных на обложке артистов, последние же трое могут порадовать сразу двумя треками на второй стороне пластинки.
Некоторые записи (пожалуй что за исключением тем пианиста Джо Сэйя) в оригинальном исполнении достать довольно трудно - я, лично, не первый год безуспешно ищу пластинку певца Джеки Пэриса, первоначально выпущенную не в джазовой серии Emarcy, а на первой инкарнации Wing, одного из подлейблов Mercury. Звучит, надо сказать, бесподобно - вкупе с красочным оформлением достойный кандидат на место на полке.
Пока что речь шла исключительно про сэмплеры, выпущенные лейблами с джазовым уклоном - в будущих текстах обязательно вспомним и про Columbia с RCA Victor.