Одной из первых коллекций, что мне удалось заполучить был скромный набор из 25 альбомов - я располагал бюджетом в 100$, а продавец упорно требовал за каждую из пластинок по банкноте с Линкольном. В итоге мы все же сторговались и спустя месяц, когда пластинки пересекли океан, меня ждало определенное разочарование - мало какие из них дотягивали до плюс-минус привычных градаций, а больше давали представление о том, что такое G (Good), P (Poor) и F (Fair).
Одной из подобных испещренных царапинами пластинок был сборник на Pacific Jazz с запоминающейся обложкой и недвусмысленно указанным ценником - состояние конверта, к слову, было под стать состоянию пластинки, поэтому и с ним вскоре пришлось расстаться.
Пластинку я все же попробовал поставить под иглу... и ничего не понял. Первая сторона, которую хоть как-то можно было слушать, состояла из почти пятнадцати музыкальных отрезков, которые были соединены лишь голосом рассказчика, указанного на этикетках, как мистер Фрэнк Эванс.
Пластинку стоило оставить уже хотя бы из-за приведенных выше необычных бело-розовых этикеток, однако на тот момент подобный фетишизм мне был чужд - как и не имел я ни малейшего представления, чем квартет Джерри Маллигана отличается от квартета Бада Шенка.
Не обратил я внимания и на то, что вторая сторона пластинки была устроена куда более традиционно и попросту состояла из шести полноценных композиций, устроенных силами ключевых джазовых ансамблей лейбла.
Спустя годы
Задача того сборника была вполне очевидной - за по возможности скромную плату (полноценный альбом в то время стоил порядка пяти долларов) познакомить потенциальных покупателей с музыкальным ассортиментом звукозаписывающего лейбла.
Если еще десять-пятнадцать лет назад подобные пластинки представляли интерес больше как некий артефакт эпохи, то сегодня, при недоступности многих оригинальных изданий, такой сборник дает редкую возможность услышать записи ключевых джазовых артистов в том звуке.
Стоит сразу договориться, что подразумевается под словом сэмплер (Sampler) - речь про компиляцию ничем не связанных (или связанных очень условно) записей разных артистов, обычно сделанных для одного конкретного лейбла. Нередко композиции на сэмплере подвергаются беспощадной редактуре, скажем, специально под радио-нужды, однако все же сэмплером будем называть не только их.
Что не стоит считать сэмплером:
- антологии записей одного артиста
- сборники на четко очерченную тематику
Поскольку сэмплеры предназначались в первую очередь в качестве первого знакомства слушателей с музыкой того или иного лейбла, то разного рода ретроспективы подпадают под такую категорию с большим трудом. Не стоит включать в сэмплеры и LP-компиляции записей разных артистов, сделанных в 1920-1940 годы, прежде доступные лишь в формате шеллака на 78 оборотов с одной мелодией на сторону.
United Artists Jazz (United Artists, 1962)
Нередко на обложке сэмплера размещали обложки тех пластинок, записи с которых составляют компиляцию - так случилось и с UAJ 90 / UAJS 91. подборкой, знакомящей с джазовой серией United Artists. Подробнее о случившемся в начале шестидесятых проекте под присмотром Алан Дугласа можно прочитать в одном из предыдущих материалов.
Музыкально же подборка слегка сомнительная и обходит стороной многие шедевры серии - при этом с лучших пластинок взяты далеко не самые очевидные композиции. Тем не менее, как возможность услышать в правильном звуке Билла Эванса, Уэйна Шортера и Джерома Ричардсона вложение безусловно себя оправдывает - бонусом знакомство с автором-исполнителем Дэнни Смоллом.
Taste Of Drums (Time, 1964).
Во внушительном каталоге лейбла Time, проекте Боба Шэда существовавшем с конца пятидесятых по середину шестидесятых, найдется порядка 10-15 ярких джазовых пластинок - для сэмплера были выбраны 10 композиций с блистательными выступлениями мастеров своего дела в диапазоне от Джейка Ханны до Боба Розенгардена
Макс Роуч здесь предвосхищает свои сольные пластинки на Soul Note, на месте вечноцепляющий хит 'Sing, Sing, Sing', а на пришедшей из Турции 'Uska Dara' блистает 14-летний Керип Капли.
Summit Meeting (Vee-Jay, 1961)
Основанный в 1953 году парой Вивьен Картер / Джеймс Брэкен лейбл Vee-Jay (названный по их инициалам) быстро вырос в самый успешный звукозаписывающий проект с афро-американцами во главе. Естественно, основной упор был сделан на ритм-энд-блюзовые дела, а позже выстрелил вокальный квартет The Four Seasons и небезызвестные The Beatles.
Джаз они стали писать еще в конце пятидесятых - немало пластинок джазовой серии Vee-Jay продавалось в заметных количествах, однако настоящим хитом стала запись саксофониста Эдди Харриса 'Exodus To Jazz'. Она представлена в сборнике наряду с выдержками из альбомов Уинтона Келли, Пола Чемберса и группы MJT+3.
The Soul Of Jazz Piano (Riverside, 1962)
На лейбле Riverside случилось немало пластинок-компиляций, однако далеко не каждую из них следует считать сэмплером - с 'The Soul Of Jazz Piano', подборкой записей пианистов лейбла все проще, поскольку она очевидно призвана раззадорить аппетит серией записей как условно 'соул-джазовых' пианистов вроде Бобби Тиммонса и Дика Моргана, так и главных гениев джаза, Телониуса Монка и Билла Эванса.
Оба, кстати, представлены сольными работами и очевидно фактор их наличия ключевой при принятии решения о приобретении альбома.
Prestige / Groovy Goodies (Prestige, 1964)
Полностью соответствующий своему названию удачно составленный сборник середины шестидесятых на Prestige также вполне себе выступает в роли сэмплера - на пластинке аж 12 композиций, каждая из которых нещадно подрезана и на деле представляет из себя выпущенный в виде сингла вариант.
Впрочем, и двух-трехминутные выдержки хороши, особенно в диапазоне от Моуза Эллисона до Букера Эрвина (мои фавориты в списке).
В следующих выпусках серии '5 джазовых сэмплеров' посмотрим как с подобным управлялись мейджоры вроде Columbia, Capitol и RCA Victor.