Найти тему
джазовые пластинки

5 джазовых сэмплеров в коллекцию, ч.1

Оглавление

Одной из первых коллекций, что мне удалось заполучить был скромный набор из 25 альбомов - я располагал бюджетом в 100$, а продавец упорно требовал за каждую из пластинок по банкноте с Линкольном. В итоге мы все же сторговались и спустя месяц, когда пластинки пересекли океан, меня ждало определенное разочарование - мало какие из них дотягивали до плюс-минус привычных градаций, а больше давали представление о том, что такое G (Good), P (Poor) и F (Fair).

Одной из подобных испещренных царапинами пластинок был сборник на Pacific Jazz с запоминающейся обложкой и недвусмысленно указанным ценником - состояние конверта, к слову, было под стать состоянию пластинки, поэтому и с ним вскоре пришлось расстаться.

Обложка того сэмплера (Pacific Jazz – HFS-1, 1956 год)
Обложка того сэмплера (Pacific Jazz – HFS-1, 1956 год)

Пластинку я все же попробовал поставить под иглу... и ничего не понял. Первая сторона, которую хоть как-то можно было слушать, состояла из почти пятнадцати музыкальных отрезков, которые были соединены лишь голосом рассказчика, указанного на этикетках, как мистер Фрэнк Эванс.

Этикетка первой стороны сэмплера
Этикетка первой стороны сэмплера

Пластинку стоило оставить уже хотя бы из-за приведенных выше необычных бело-розовых этикеток, однако на тот момент подобный фетишизм мне был чужд - как и не имел я ни малейшего представления, чем квартет Джерри Маллигана отличается от квартета Бада Шенка.

Не обратил я внимания и на то, что вторая сторона пластинки была устроена куда более традиционно и попросту состояла из шести полноценных композиций, устроенных силами ключевых джазовых ансамблей лейбла.

Спустя годы

Задача того сборника была вполне очевидной - за по возможности скромную плату (полноценный альбом в то время стоил порядка пяти долларов) познакомить потенциальных покупателей с музыкальным ассортиментом звукозаписывающего лейбла.

Если еще десять-пятнадцать лет назад подобные пластинки представляли интерес больше как некий артефакт эпохи, то сегодня, при недоступности многих оригинальных изданий, такой сборник дает редкую возможность услышать записи ключевых джазовых артистов в том звуке.

Стоит сразу договориться, что подразумевается под словом сэмплер (Sampler) - речь про компиляцию ничем не связанных (или связанных очень условно) записей разных артистов, обычно сделанных для одного конкретного лейбла. Нередко композиции на сэмплере подвергаются беспощадной редактуре, скажем, специально под радио-нужды, однако все же сэмплером будем называть не только их.

Что не стоит считать сэмплером:

  • антологии записей одного артиста
  • сборники на четко очерченную тематику

Поскольку сэмплеры предназначались в первую очередь в качестве первого знакомства слушателей с музыкой того или иного лейбла, то разного рода ретроспективы подпадают под такую категорию с большим трудом. Не стоит включать в сэмплеры и LP-компиляции записей разных артистов, сделанных в 1920-1940 годы, прежде доступные лишь в формате шеллака на 78 оборотов с одной мелодией на сторону.

United Artists Jazz (United Artists, 1962)

Нередко на обложке сэмплера размещали обложки тех пластинок, записи с которых составляют компиляцию - так случилось и с UAJ 90 / UAJS 91. подборкой, знакомящей с джазовой серией United Artists. Подробнее о случившемся в начале шестидесятых проекте под присмотром Алан Дугласа можно прочитать в одном из предыдущих материалов.

Музыкально же подборка слегка сомнительная и обходит стороной многие шедевры серии - при этом с лучших пластинок взяты далеко не самые очевидные композиции. Тем не менее, как возможность услышать в правильном звуке Билла Эванса, Уэйна Шортера и Джерома Ричардсона вложение безусловно себя оправдывает - бонусом знакомство с автором-исполнителем Дэнни Смоллом.

Taste Of Drums (Time, 1964).

Во внушительном каталоге лейбла Time, проекте Боба Шэда существовавшем с конца пятидесятых по середину шестидесятых, найдется порядка 10-15 ярких джазовых пластинок - для сэмплера были выбраны 10 композиций с блистательными выступлениями мастеров своего дела в диапазоне от Джейка Ханны до Боба Розенгардена

Макс Роуч здесь предвосхищает свои сольные пластинки на Soul Note, на месте вечноцепляющий хит 'Sing, Sing, Sing', а на пришедшей из Турции 'Uska Dara' блистает 14-летний Керип Капли.

Summit Meeting (Vee-Jay, 1961)

Основанный в 1953 году парой Вивьен Картер / Джеймс Брэкен лейбл Vee-Jay (названный по их инициалам) быстро вырос в самый успешный звукозаписывающий проект с афро-американцами во главе. Естественно, основной упор был сделан на ритм-энд-блюзовые дела, а позже выстрелил вокальный квартет The Four Seasons и небезызвестные The Beatles.

Джаз они стали писать еще в конце пятидесятых - немало пластинок джазовой серии Vee-Jay продавалось в заметных количествах, однако настоящим хитом стала запись саксофониста Эдди Харриса 'Exodus To Jazz'. Она представлена в сборнике наряду с выдержками из альбомов Уинтона Келли, Пола Чемберса и группы MJT+3.

The Soul Of Jazz Piano (Riverside, 1962)

На лейбле Riverside случилось немало пластинок-компиляций, однако далеко не каждую из них следует считать сэмплером - с 'The Soul Of Jazz Piano', подборкой записей пианистов лейбла все проще, поскольку она очевидно призвана раззадорить аппетит серией записей как условно 'соул-джазовых' пианистов вроде Бобби Тиммонса и Дика Моргана, так и главных гениев джаза, Телониуса Монка и Билла Эванса.

Оба, кстати, представлены сольными работами и очевидно фактор их наличия ключевой при принятии решения о приобретении альбома.

Prestige / Groovy Goodies (Prestige, 1964)

Полностью соответствующий своему названию удачно составленный сборник середины шестидесятых на Prestige также вполне себе выступает в роли сэмплера - на пластинке аж 12 композиций, каждая из которых нещадно подрезана и на деле представляет из себя выпущенный в виде сингла вариант.

Впрочем, и двух-трехминутные выдержки хороши, особенно в диапазоне от Моуза Эллисона до Букера Эрвина (мои фавориты в списке).

В следующих выпусках серии '5 джазовых сэмплеров' посмотрим как с подобным управлялись мейджоры вроде Columbia, Capitol и RCA Victor.