Поражение Британии в войне с Америкой за Австралию и Новую Зеландию привело не только к распаду крупнейшей колониальной империи мира, но и послужило спусковым крючком целой серии войн, как в колониях, так и в континентальной Европе. Еще недавний союзник Турции в Крымской войне, в 1870 году Франция подверглась нападению османов. Султан Абдул-Ализ I (1830-1876) никогда бы не решился повелеть своему флоту осадить Марсель, если бы не секретный договор, который подписали в Мюнхене великий визирь Мехмед Эмин Али-паша (1815-1871) и канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк (1815-1896). В результате "мюнхенского сговора" турки и пруссаки ударили по государству Наполеону III (1808-1873) одновременно.
Британия, еще на зализавшая ран после собственного поражения, осталась в стороне. В Италии вспыхнуло восстание против австрийского владычества. Заварилась кровавая каша Второй Европейской войны (Первая было во времена Наполеона I). И без того утратившая, в результате поражения в Крымской войне, часть территорий, включая Константинополь, Османская империя затрещала по швам. Греция, Палестина, Сирия, Египет подняли восстание против сюзерена и вскоре обрели независимость. Чтобы сохранить то, что осталось, Порта вынуждена была пойти на реформы. На седьмом году Второй Европейской от былого величия Европы мало, что осталось, она словно в Средние века, стала дробиться на множество независимых государств и пребывает в таком состоянии до сих пор.
В 1877 году Российская империя, на тот момент уже одна из двух сверхдержав мира, вступила в войну с Турцией за окончательное освобождение Балканского полуострова. Поражение османов в этой войне привело к революции, в результате которой возникла Турецкая республика, ныне верный союзник России. Все это происходило на фоне необыкновенного расцвета науки и техники - цивилизация обрела два полюса: Российскую империю и Северо-Американские Соединенные штаты. И в обеих сверхдержавах процветало просвещенное фантазерство. Правда, американцы несколько отставали в этом вопросе от россиян. Например, первый просвещенно-фантазерский журнал появился именно в России.
Правда, поначалу он выходил на французском языке, так как основателем его был Альбер Робида (1848-1926), французский журналист, который эмигрировал в Россию из-за войны и жил в небольшой французской колонии Новый Париж под Москвой. Тираж его "Электрической жизни" (La vie électrique) был мизерным и не мог окупить расходов по изданию. Так бы ему и исчезнуть в безвестности, если бы не таинственный покровитель, имя которого Робида хранил в секрете всю жизнь. В наши дни стало известно, что покровителем этим оказался цесаревич, великий князь Александр Александрович Романов (1845-1894), будущий император. Он не просто дал денег Робиде, но и настоял, что журнал будет выходить на двух языках и в обязательном порядке печатать русских авторов.
У наследника престола был свой интерес. Ведь он уже давно писал просвещенно-фантазерские повести, но публиковать их в различных журналах было рискованно, из-за возможной огласки. Цесаревич опасался, что его царствующий отец разгневается, узнав, что сын предается фантазерству, и запретит ему это занятие. Поэтому в первом же номере обновленной "Электрической жизни", к которой добавился подзаголовок "Двадцатый век" (март 1881), появилось произведение, подписанное псевдонимом Александр Цесарский. Повесть называлось "Подземная лодка".
Речь в ней шла о попытке российских военных проникнуть в турецкую крепость с помощью подземохода "Кротъ", изобретенного инженером Требелевым, но из-за ошибки приборов, они оказались внутри полой Земли, где царил тропический климат, обитали странные звери и прекрасные амазонки. Первооткрыватели в шутку назвали это место "Пеллюсидар" (дар Пеллюси), в честь своего проводника, турецкого военнопленного Пеллюси, который обещал показать проход в подземные казематы осажденной крепости. И хотя "Подземная лодка" повторяла мотивы романов Сенковского и Верного, она все же нашла отклик в читательских сердцах. И не только. Не остался в стороне и литератор Жульев, через год выпустивший лихой роман "Тарзанов в Пеллюсидаре".
Следующий роман Александра Цесарского увидел свет только спустя пять лет, когда автор был уже императором Александром III. Даже название этого произведения звучало по тем временам скандально: "Красная звезда". В наше время, когда стало известно, кто скрывался под псевдонимом "Александр Цесарский", легко представить, сколько бы шума наделала эта публикация, будь первый издатель романа, Альбер Робида, более болтлив. Император Александр III, мягко говоря, недолюбливал революционеров, ведь именно они убили его отца. Неудивительно, что в образе кровожадных марсиан, обрушившихся всей своей мощью на Санкт-Петербург, он не только видел доморощенных смутьянов и бунтовщиков, но и прямо указывал в тексте, что на красной планете построен социализм.
Император Всероссийский умер в 1894 году, так и не дожив до того времени, когда его роман стал мрачным пророчеством грядущих событий. В истории же ПФ-литературы он сыграл значительную роль. На закате XIX столетия, в глазах образованной публики, просвещенные фантазеры, из забавных чудаков, превратились в уважаемых литераторов. Их стали приглашать в светские салоны. Издатели наперебой предлагали выгодные контракты. В театрах с огромным успехом шли инсценировки похождений капитана-лейтенанта Немова, воздухоплавателя Робурова и графа Тарзанова. Критики с восторгом писали о летающих над зрительным залом воздушных шарах, живых тиграх, с которыми сражались на подмостках с атлетически сложенные циркачи и подводных кораблях, всплывающих в специально построенных бассейнах. Впереди был ХХ век.
Начало: