Найти в Дзене

Советский школьник трудностей не боится!

Фото с сайта potoby.ru
Фото с сайта potoby.ru

Как-то раз на уроке чтения Анна Александровна рассказывала о том, как она училась в школе. Жила она в деревне, а школа была далеко, в другой деревне. И все ребята ходили пешком в ту школу. В любую погоду – хоть дождь, хоть мороз. Никогда не пропускали уроков! Потому, что понимали, как важно учиться.

- Вы, ребята, живете в Советской стране. У нас заботятся о детях, стараются дать вам самое лучшее. А вы тоже старайтесь – учитесь хорошо. Делайте все домашние задания, в школе ведите себя примерно. Помните правила октябрят. И еще всегда помните: советские школьники не боятся трудностей!

Аленке нравилось быть октябренком. И свою октябрятскую звездочку она любила. Тем более что у нее была не простая - большая, металлическая, а чуть поменьше, из пластмассы. Эта звездочка как будто светилась изнутри красными лучиками. И маленький кудрявый Володя на этой звездочке был так хорошо нарисован, что казалось – с ним даже можно поговорить! Такие звездочки редко продавались, и в классе они были только у нескольких человек.

Фото с сайта doska.obyavy.ru
Фото с сайта doska.obyavy.ru

А правила октябрят Аленка хорошо знала. Они ей очень даже нравились:

Октябрята – будущие пионеры.
Октябрята – примерные ребята, хорошо учатся, любят школу, уважают старших.
Октябрята – честные и правдивые ребята.
Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Только тех, любит труд, октябрятами зовут.

Ну, разве плохие правила? Аленка и сама училась хорошо, даже отлично, и школу любила, и старших уважала. И врать не могла. И вообще все это любила – читать, рисовать, играть, петь, жить весело… Вот только мама иногда говорила, что она не любит трудиться. Попросит что-нибудь сделать, а Аленка: «Сейчас, дочитаю только!». Мама напоминает ей много раз, и только потом Аленка сделает. Ну, а разве она виновата, что книжка интересная, и от нее никак не оторваться! Ну, сделает потом, ну и что? А мама вздыхает и говорит, что Аленка – Ленивица из сказки…

Однажды, в начале декабря, Аленка проснулась и посмотрела на будильник. И очень удивилась: ей нужно было встать уже десять минут назад! Почему же мама ее не будит?

Аленка вскочила, сунула ноги в тапки и натянула халатик.

Мама на кухне, как ни в чем не бывало, что-то варила на плите.

- Мам, ты чего меня не будишь? Я же опоздаю! – возмутилась Аленка и принялась умываться.

- А тебе сегодня в школу не надо. Так что можешь еще поспать, - спокойно сказала мама.

Аленка удивленно оглянулась от умывальника. Мама что, шутит? Или сегодня выходной? Да нет, до выходного еще целых два дня. Да и вон папина кружка и тарелка на столе. Значит, он уже позавтракал и уехал на работу.

Мама увидела, что Аленка смотрит на стол.

- Просто сейчас по радио объявили, что мороз сильный. Школьники младших классов сегодня не учатся.

Да! Соседская Тоня вчера как раз рассказывала, что такое бывает! Если мороз сильный, то школьники не учатся! Она говорила, что сколько-то там градусов – не учатся первые классы, если больше, то все начальные. Значит, и первые, и вторые, и третьи, и четвертые! А бывает даже и так, что вообще все не учатся, даже самые большие! Но это совсем редко.

И еще Тоня рассказывала, что она так несколько раз дома оставалась вместо школы. И что сейчас так холодно, что тоже так может быть! И радовалась – ура! Учиться не надо!

Ну нет. Аленки это не касается. Анна Александровна же сказала, что советские школьники трудностей не боятся. И ходят в школу в любую погоду.

- Нет, мама, я все равно пойду. Нам нельзя школу пропускать. У нас же экспериментальный класс, ты что?

- Ну и что, что экспериментальный. Какая разница? По радио ведь объявили – сильный мороз, начальные классы не учатся, - пожала плечами мама. – Так что никто не придет. И ты отдыхай сегодня.

- Нет, мам, я все-таки пойду, - Аленка села за стол. – Налей мне чаю поскорее, а то опоздаю!

- Лена, ты понимаешь, что там сильный мороз? Можно обморозиться. Ведь не зря такие правила придумали, а чтобы вы по морозу не ходили! Да и не придет никто, родители не пустят.

- Да что ты, мама, все придут, вот увидишь! Анна Александровна сказала, что мы в любую погоду должны учиться!

- Ну не в такой же мороз!

- В любую, мама, понимаешь, в лю-бу-ю! – И Аленка повторила слова учительницы:

- Советские школьники трудностей не боятся!

- Ох, Лена, Лена… Меня не слушаешься, так хоть радио послушай!

- Мам, ну как я не пойду-то? Все придут, а я – нет? Все же смеяться будут – какой я тогда октябренок, если холода испугалась?

Аленка уже чуть не плакала. Мама посмотрела не нее и вздохнула:

- Ну, что с тобой поделаешь. Иди. Только рукавицы не вздумай на улице снимать. И рот шарфом замотай.

- Мам, нет! Шарф такой колючий! Я не хочу! – возмутилась Аленка.

- Тогда не пойдешь, - спокойно ответила мама.

Пришлось не только замотать нос и рот кусачим шарфом, а еще и надеть в валенки целых две пары шерстяных носков! И кофту вторую. И под шапку мама намотала Аленке на голову свой шерстяной платок – тоже ужасно чесучий!

Но пришлось все это терпеть. Иначе мама точно не отпустила бы ее!

Все эти одевания-заматывания заняли много времени. И Аленка понимала, что опаздывает. Поэтому почти всю дорогу она бежала. Ей было ужасно жарко во всех этих одежках. А шарф мало того, что кололся и чесал щеки, так еще и его шерстинки вокруг рта от Аленкиного жаркого дыхания намокали, топорщились и противно лезли прямо в рот. Отодвинуть шарф Аленка не могла – она же обещала маме! Только иногда останавливалась, чуть оттягивала шарф ото рта, отпыхивалась и снова бежала.

Подбегая к школьному домику, увидела: на крылечке у двери в их первый А стоят несколько ребят. Закутанных так же, как она: в шарфах, закрывающих пол-лица, надвинутых глубоко на лоб шапках. А Катю она даже не узнала: у нее поверх шапки был навязан огромный пуховый платок, на груди затянутый крест-накрест, с большим узлом на спине. Так обычно заматывают маленьких детишек. А, ну да, Катя ведь живет в Совхозном поселке, а это очень далеко, гораздо дальше, чем Аленкин дом. Наверное, это мама ее так закутала!

И Аленкина подружка Таня тоже тут. И тоже шарфом замотана!

Но только вот почему ребята стоят на крыльце, а не заходят внутрь? Неужели они пришли так рано, что даже школа еще не открыта? А она-то боялась опоздать!

- Привет! – поздоровалась Аленка, оттянув противный шарф ото рта. – А что, Анны Александровны еще нету? Мы что, рано пришли?

- Привет! – вразнобой загалдели одноклассники. – Нету еще!

- И у Бэшек тоже закрыто, мы посмотрели.

- Да Бэшки просто мороза забоялись, - засмеялся Толик.

- Или их дома не отпустили, - вступилась Таня. – Меня тоже отпускать не хотели!

- И меня, и меня, - кивали все.

- А сколько времени? Надо спросить у кого-нибудь, - сообразила Аленка.

Ребята решили разделиться. Аленка, Катя и Таня остались караулить на крыльце, а двое мальчиков побежали к дороге, спрашивать время у прохожих. Вернулись они не очень быстро. У Аленки даже руки в рукавицах начали мерзнуть. Пришлось сунуть их в карманы.

- Нам дяденька сказал, что уже пять минут десятого. Да мы не поверили – вдруг у него часы неправильные? В девять же уроки начинаются! Ждали еще, а никого нет! Хорошо, что тетенька прошла. Она сказала, что десять минут десятого уже! – возбужденно тараторили Толик и Витька.

- А почему тогда нет Анны Александровны? – удивилась Таня.

- А вдруг… вдруг она заболела? – испуганно протянула Аленка.

- Если заболела, ее надо навестить! – решительно заявила Катя. - Может, она лежит больная, и даже печку затопить не может! И чаю попить! Пошли к ней!

- Точно! Если она не пришла, значит – заболела.

- Правильно! Пошли, навестим! Печку ей затопим, чайник согреем!

- И не только чаю надо! А что-нибудь поесть сварить, - сказала Катя. - Я умею кашу варить!

- А я могу картошку почистить и сварить, - подхватила Таня.

- А я даже суп, - похвасталась Аленка.

- А я воды принесу!

- А я дров! – мальчики тоже хотели сделать что-нибудь для любимой учительницы.

- Ага… - вдруг опомнилась Аленка. – А мы же не знаем, где она живет…

- А я знаю! – обрадовался Витька. – У мамки в том доме знакомая, она рядом в квартире!

Дом Анны Александровны оказался совсем близко. Ребята поднялись на второй этаж и постучали в дверь.

Анна Александровна открыла дверь. На ней был надет домашний халатик. Но выглядела она совершенно здоровой, хоть и непривычной: ребята же видели ее всегда в строгом платье, с аккуратно зачесанными волосами. А тут – даже волосы немного торчат, как … как у обычной тетеньки!

Учительница тоже очень удивленно разглядывала ребят

- Здравствуйте, ребята! Что-то случилось? Почему вы пришли?

- Здравствуйте! А мы пришли в школу, а Вас нету! Мы думали, что Вы заболели! И захотели Вас навестить! И печку Вам затопить, и чаю согреть! И воды принести! И кашу сварить! А еще картошку! Или суп!

Ребята отвечали все вместе, Анна Александровна смотрела на них по очереди, слушала. Наконец, подняла ладонь как всегда, когда в классе вдруг поднимался шум.

- Но сегодня же у всех начальных классов уроки отменены. Было объявление по радио. Вы разве не слышали? А родители ваши?

- Слышали… - ребята вдруг почему-то растерялись и замолчали.

- Мы слышали, - решилась Аленка. – И родители слышали. И нас не пускали. Только Вы же рассказывали, как Вы ходили в школу в мороз. И еще Вы сказали, что советские школьники трудностей не боятся… Вот мы и пришли…

Учительница смотрела как-то странно. Аленке даже показалось, что она сейчас заплачет.

Аленка украдкой глянула на Таню, на Катю… Те тоже смотрели с удивленным видом на учительницу.

- Вот что, ребята, - сказала Анна Александровна. – Заходите, раздевайтесь. Выпейте горячего чаю и согрейтесь. Я а вам кое-что скажу.

Ребята сняли валенки, верхнюю одежду и расселись в комнате за столом. Пока учительница накрывала, рассматривали комнату. Впрочем, особенного ничего не было: в маленькой комнате была кровать, стол, стулья, этажерка, одежный шкаф и много-много полок с книгами. Аленке очень хотелось поразглядывать книги, но она не решилась.

Когда все пили чай с сушками и печеньем, Анна Александровна говорила:

- Ребятки, вы меня сегодня очень порадовали. И тем, что в школу пошли, несмотря на мороз, и тем, что решили меня навестить и помочь, когда подумали, что я заболела. И тем, что вы меня внимательно слушаете и запоминаете. Вы – настоящие октябрята. И еще просто хорошие люди.

Но вот ведь в чем дело: когда я училась в школе, были очень трудные времена для нашей страны. О ребятах тогда еще не могли заботиться так, как сейчас. Про морозы по радио никто не объявлял. Да и радио-то редко у кого было. Поэтому многие ребята, кто жил далеко, просто не ходили в школу в морозы. А мы с моей подружкой очень хотели учиться, вот и не пропускали уроки.

Сейчас в нашей стране очень заботятся о детях. Вот посмотрите: и программы новые ученые пишут специально для вас, и учебники выпускают, и форму школьную придумали, чтобы вам было удобно. И за здоровьем вашим тоже следят. Поэтому и отменяют уроки, чтобы дети не ходили по улице в сильный мороз, не простужались и не болели.

Она тоже отпила из чашки.

- Так что давайте все-таки будем слушаться ученых и родителей, ладно? Ну, а трудности… Трудности будем преодолевать в учебе!

Учительница с улыбкой оглядывала ребят.

- И вот что я еще думаю: вы же все у меня хорошие, весь класс. И что все сегодня пришли бы, только их дома не отпустили.

- А нас тоже не отпускали! – засмеялся Толик. – Да мы все равно выпросились!

- Ну, значит, вы оказались самыми упорными, - улыбнулась Анна Александровна. – И даже упрямыми!

- Да, мамка мне тоже сказала: «Тебя все равно не переупрямишь», и отпустила, - у Витьки рот был прямо до ушей.

Когда выпили чай, Анна Александровна сказала, что отведет их всех по домам.

- Да не надо, Анна Александровна! Мы сами дойдем! – закричали все.

- Нет, мои дорогие. Вы пришли в школу, а потом ко мне. Значит, я сейчас за вас отвечаю.

Анна Александровна сама проверила, чтобы у всех были хорошенько закутаны носы и щеки. Потому что, сказала она, именно щеки и носы могут обморозиться. И себе тоже закрыла лицо шарфом. И велела на улице не разговаривать, чтобы горло не простудить.

Аленка шла и улыбалась под колючим шарфом. На душе у нее было очень легко и светло.

…В эту зиму отмена уроков из-за мороза была еще только один раз. Который Аленка честно просидела дома.

…Она просто пока еще не знала, что любимым занятием школьников в такие дни были именно прогулки!

И сама потом при предупреждении по радио об отмене уроков из-за мороза хватала санки и бежала на любимую горку. Где они с друзьями и веселились весь день…

***

Предыдущая история, про то, как Аленка решила немножко помочь учительнице:

Вся повесть про Аленку здесь:

Девочка из шестидесятых | Елена - Уютные истории за чаем | Дзен

А тем, кто впервые на моем канале: рассказы про Аленку - это рассказы обо мне, о моем детстве.
Полностью книга опубликована здесь:
https://www.litres.ru/elena-viktorovna-tershukova/devochka-iz-shestidesyatyh/chitat-onlayn/?ysclid=ldxeq4xcr325567560

А я пошла писать дальше. С вами Елена и мой канал:

Елена - Уютные истории за чаем