Найти тему

Грандиозная танковая битва на подступах к Москве

Хотя у нас до сих пор спорят о том, какое из танковых сражений Великой Отечественной войны было самым крупным, по сути, само понятие танковой битвы даже определить уже как-то сложно. Практически все крупные операции Второй Мировой войны проходили с участием большого числа танков. Получается почти любое сражение было танковым. При этом участие принимали пехота, артиллерия, авиация, потому все сражения, которые упоминаются как танковые, были общевойсковыми. Равно как и артиллерийскими, авиационными и, конечно, пехотными.

Но, поскольку почти в любой крупной операции танки играли важную, а чаще, решающую роль, то именно броневую составляющую войск обычно выделяют. И правильно делают. Отслеживая именно танки, их действия, мы в любом случае не упустим главных моментов любого сражения.

И мне, в частности, стало интересно посмотреть на танковое сражение на подступах к Москве в октябре-ноябре 1941 года.

Хотя бы в общих цифрах. К сожалению, подробных данных по составу немецких войск в ходе операции у меня нет, да и никто их не публиковал. Но кое-какие цифры имеются и на их основании можно попробовать сделать некоторые выводы.

Всегда, для любой операции рассматривают исходные силы сторон. В случае с битвой за Москву, говорим ли мы о танках или всех войсках в целом, такой подход не совсем верный.

Дело в том, что в ходе двух месяцев немецкого наступления картина по разные стороны фронта менялась по-разному.

-2

Вермахт, к началу операции «Тайфун» имел 1686 танков:

  • во 2-й танковой группе — 361;
  • в 3-й танковой группе — 496;
  • в 4-й танковой группе — 727;
  • в 19-й танковой дивизии (находилась в резерве) — 102.

К этому надо обязательно добавить 11 дивизионов штурмовых орудий и 2 отдельных батареи — 180 StuG III.

Для полноты стоит учесть семь противотанковых дивизионов: четыре вооружены самоходными установками Panzerjäger 35R и три Panzerjager I. Точных данных по количеству нет, но можно смело говорить о ещё 180 единицах бронетехники.

В ходе наступления, количество танков менялось. При этом не обязательно уменьшалось. Поскольку танки выбывали из строя, в результате боевых действий или поломок, часть их списывалась, другие отправлялись в ремонт. Из ремонта же машины возвращались, и потому в какой-то день могло быть увеличение боеспособных танков. Однако, конечно, в целом, число машин уменьшалось.

Тогда как в РККА ситуация была в корне иная. Количество танков в танковых частях и соединениях, конечно, убывало, но, происходило и восполнение потерь, причём не только за счёт поступлений машин из ремонта. Войска получали и новую технику. А кроме этого, на фронт постоянно прибывали новые части и соединения.

Выше мы упомянули о количество танков Вермахта к началу наступления на Москву. В составе же наших войск Западного направления имелось 1064 танка. На Западном фронте 489, на Резервном — 310, Брянский — 265. Цифры в разных источниках могут незначительно отличаться, поскольку единой сводки, хотя бы на 1-е октября, нет.

Словом, с нашей стороны около 1000 танков, у немцев около 2000 танков и самоходных установок. Уверен, что такое соотношение сил очень бы понравилось советским историкам.

Однако, после того, как последовал разгром советских войск, у немцев осталось к 16-му октября во 2-й танковой группе 271 (по другим данным 246) танк, в 3-й танковой группе — 259 танков и в 4-й танковой группе — 710 танков. Речь про списочный состав, исправных танков было не более двух третей из 1240.

-3

Что же имелось в РККА? Кроме трёх бригад Брянского фронта, все остальные танковые части и соединения трёх фронтов были разгромлены, хотя некоторые и вырвались из окружения, но без танков. Из окружения вышла и продолжила воевать 108-я танковая дивизия (сохранив 17 боевых машин — 2 КВ, 7 Т-34, 2 Т-40, 3 БА-10, 3 БА-20.

Однако в октябре Западный фронт получил 16 новых танковых бригад, да ещё три мотострелковых. А это 849 танков и 52 противотанковых самоходки ЗиС-30. Эти бригады сражались в составе Западного и Калининского фронтов, но часть первоначально оставалась в резерве. Кроме них были и более мелкие части, например, отдельные танковые роты в составе УРов.

В ноябре войска на московском направлении получили дополнительно две танковых дивизии, десять танковых бригад, тринадцать отдельных танковых батальонов. Это немногим более 1200 танков, не считая пополнения машинами уже находившихся на фронте бригад и батальонов.

На 28-е октября в составе Западного фронта остаётся 315 исправных танков, на 7-е ноября — 519, на 15-е ноября — чуть более 900, на 22-е — 600. Но это данные из книги Максима Коломийца «Танки в битве за Москву» и учтены лишь те части и соединения, которые действовали в составе Западного фронта. Но не учтены бригады, выведенные с фронта или находившиеся в резерве.

-4

К началу ноябрьского наступления, то есть на 15-е ноября, у немцев в самой сильной 4-й танковой группе было ещё целых 369 танков. По остальным у меня есть данные только на 23 ноября: во 2-й на ходу 38 танков, в 3-й — 77.

Как я уже писал, за счёт отремонтированных машин числа танков могли и возрастать, но в любом случае незначительно. И как мы видим, Гудериан должен был с полусотней танков брать Тулу и обходить Москву с юго-востока, тогда как генералу Рейнхардту с той же полусотней танков предстояло обходить Москву с севера. Непосредственно на Москву могло ещё наступать около двух- или двух с половиной сотен исправных танков.

Наши войска Западного фронта, несмотря на огромные потери, к 6-му декабря имели ещё 506 исправных танков. Но позади фронта продолжали сосредотачиваться резервы, шли эшелоны с новой техникой. Для нас битва ещё только начиналась, тогда как у Вермахта она переходила в новую стадию — отступление.

-5
Данные о немецких танках не соответствуют действительности, хотя наша разведка и наше командование искренне думали, что их действительно столько.
Данные о немецких танках не соответствуют действительности, хотя наша разведка и наше командование искренне думали, что их действительно столько.

На 22-е декабря общее списочное количество танков в группах «Север» и «Центр» составляло 1185 машин, из них исправными было только 405. Даже учитывая, что в группе «Север» было лишь две сильно потрёпанных танковых дивизии, вся группа армий «Центр» имела не более трёх сотен танков на ходу.

Я подробных исследований не проводил и у других авторов, интересующих меня данных, не видел, но, смею предположить, что с учётом имеющихся и введённых в бой до конца декабря, Красная Армия использовала в битве за Москву не менее 4000 танков. Напомню, что это было самое тяжёлое время для страны, когда производство своих танков упало до самого нижнего предела, а техника по Ленд-лизу только начинала прибывать. Напомню, что в битве за Москву приняли участие первые британские танки с красными звёздами — 146-я танковая бригада с танками МК-3 («Валентайн») и 138-й отдельный танковый батальон с танками МК-2 («Матильда»).

И несмотря на все сложности, удавалось поддерживать на фронте весьма существенное количество исправных машин. Либо не сильно уступая немцам, либо превосходя их в численности.

Командование же Вермахта фактически собрало танковые дивизии со всего фронта, оставив на юге и северо-западе уж совсем незначительные силы (от которых тоже требовали решительных действий), что позволило создать три ударных бронированных кулака. Но упорное сопротивление наших войск, которые отнюдь не сидели в обороне, а постоянно контратаковали (и с немалым числом танков), плюс российские дороги выводили германские машины из строя и сводили на нет все труды ремонтных служб.

И хотя, привычная нам по фильмам картинка, где немецкие танки на Москву идут сплошными рядами (а советских как бы и не было), не совсем верна в плане соотношения бронетехники на поле боя, но большинство боёв на основных направлениях — это действия танковых частей и подразделений с обеих сторон. Напомню, что на тех участках, где не было танковых дивизий, немецкую пехоту поддерживали штурмовые орудия. Дивизионы обычно придавались побатарейно дивизиям и даже повзводно полкам, что создавала эффект присутствия сразу везде.

В упомянутой книге Максима Коломийца есть карта немецкого наступления, где можно найти и немецкие танковые дивизии, и советские танковые бригады:

-7

Но она может быть слишком мелка при публикации тут:

Вот есть несколько немецких карт, где они свои танковые и моторизованные дивизии выделяют цветом и получается весьма наглядно:

Карта на 25-е октября
Карта на 25-е октября
Карта также на 25-е октября, но южнее Москвы.
Карта также на 25-е октября, но южнее Москвы.
Карта на 15-е ноября
Карта на 15-е ноября
Карта также на 15-е ноября, но южнее Москвы.
Карта также на 15-е ноября, но южнее Москвы.
Карта на 30-е ноября.
Карта на 30-е ноября.
Карта также на 30-е ноября, но южнее Москвы.
Карта также на 30-е ноября, но южнее Москвы.

Конечно, в рамках статьи трудно рассказать обо всём, что хотелось, но, надеюсь, общий обзор по такой обширной теме я смог дать.

Более подробные данные по количеству танков и составу Вермахта и РККА можно посмотреть в моих статьях:

Сколько было советских танков к началу операции «Тайфун»?

Сколько же танков Вермахт двинул на Москву

Какими силами Вермахт начал операцию «Тайфун»

Какими силами Красная Армия встретила немецкий «Тайфун»

Интересные цифры: танки РККА на Можайском рубеже