Наш 6-дневный маршрут составил чуть более полутора тысяч километров и прошёл через 15 административных районов и 5 городов Алтайского края.
Ехали, не спеша, с остановкой на ночёвку в Барнауле. Ещё 3 ночи мы провели в селе Табуны и одну ночь в городе Яровое.
Начало пути - фотосессия у трактира "Ника", где мы всегда останавливаемся выпить кофе:
Целью поездки были:
- увидеться с родственниками и друзьями;
- посетить алтайские степные целебные озёра, набирающие популярность;
- посмотреть, как живут, чем дышат люди в других районах края.
Поскольку озёр в Алтайском крае - более 13 тысяч (в одном только Завьяловском районе их 330!), увидеть все за одну поездку просто невозможно. И мы ограничились несколькими самыми известными: Завьяловские Солёное и Кривое, Кучукское, Большое Яровое, Щекулдук, Бурлинское (Бурсоль) - постепенно все названия станут ссылками.
По мере продвижения на запад, буквально на глазах менялись пейзажи за окном автомобиля. Чем западнее - тем скромнее растительность, тем меньше холмов. Леса заканчиваются полностью, и остаются только рукотворные скудные лесополосы из кустарников, ясенелистных клёнов и чахлых тополей, разграничивающие поля.
Вот такие подсолнухи в Завьяловском районе:
А вот такие - поблизости от Кулунды:
Заодно заглянули на несколько баз отдыха, чтобы иметь о них представление и ориентироваться в ценах. Так сказать, разведка боем.
Всего мы увидели более 20 озёр. Какими-то просто полюбовались со стороны, но во многих из них искупались или хотя бы намочили ноги (погода к концу путешествия испортилась).
Погуляли по районным центрам. Особенно понравился центр села Завьялово и его озёрная набережная.
Побывали в местных музеях и на выставке талантливого художника.
Возвращались домой мы по другой дороге - не заезжая в Завьяловский район и минуя столицу края Барнаул и достаточно крупный город Бийск. Этот путь несколько короче, но есть в Усть-Калманском и Петропавловском районах участок дороги протяжённостью 17-18 км, где ещё не уложен асфальт. Но работы ведутся! Так что, уже совсем скоро предгорья и степи свяжет более-менее приличная асфальтовая трасса в обход краевого центра, с очень спокойным движением.
Впечатления после поездки противоречивые
С одной стороны - восхищение природным разнообразием и природными богатствами, находящимися на территории всего-навсего одного региона. И понимание, что туристический и оздоровительный потенциал степной зоны Алтайского края используется пока ничтожно мало.
С другой стороны, огорчило состояние многих сёл и посёлков: откровенный упадок. При том, что есть буквально соседние сёла - не в пример аккуратнее. И дело не только и не столько в деньгах, в количестве средств в местном бюджете. Элементарно убрать мусор и скосить бурьян у собственного забора - это не большие затраты.
Больно было видеть заросшие памятники и неухоженные, все в сорняках, действующие железнодорожные станции. Человеческий фактор...
Удручающе выглядит село Алтайское, находящееся рядом с райцентром Табуны. Когда-то это была центральная усадьба целинного совхоза-миллионера. А сейчас здесь всё грустно. Высохший и разорённый парк, останки фонтанных чаш, мрачное тёмно-серое здание школы...
Тяжёлое впечатление оставил и курортный городок Яровое. Разбитая центральная улица, не прибранная с утра набережная, ржавеющие скульптуры... Мусора меньше не стало, а цветов - существенно меньше, даже если сравнивать с нашими посещениями города (и фотографиями!) 5-10-летней давности.
А вот музей города Яровое - очень понравился.
Но очевидно, что лучшие времена Ярового миновали, и сможет ли город достичь прежнего количества населения, прежнего уровня развития - неизвестно. Скорее всего, - нет. Туристическая сфера не может соперничать с химическим гигантом, который когда-то работал в городе, обеспечивал работой 5000 человек и выпускал до 200 наименований продукции, которая расходилась по всему СССР и за границу (даже в США поставлялся хладон).
И просто восхитил краеведческий музей в селе Табуны. Это, пожалуй, лучший из всех краеведческих музеев, которые я видела. А я повидала их достаточно, потому что в каждом городке или посёлке, где бываю (не говоря уже о крупных городах), стараюсь зайти в местный музей. О табунском музее и его руководителе (легендарная личность!) обязательно будет отдельный рассказ.
Вообще, большая часть населённых пунктов степной зоны Алтайского края - это целинные посёлки, расцвет которых пришёлся на семидесятые-начало восьмидесятых годов XX века. И, оказавшись в таком посёлке (в большинстве из них), будто перемещаешься на 40 лет назад. И меня это вовсе не умиляет, а огорчает.
Как добраться до солёных озёр на Алтае
Вот список целебных озёр, которые стоит посетить (путешественники-знатоки в комментариях могут дополнить):
- Большое Яровое (солёное);
- Бурлинское (Бурсоль) - солёное;
- Щекулдук (солёное);
- Кучукское (солёное);
- Кулундинское (солёное);
- озёра Завьяловского района - Солёное и Щелочное;
- озёра Романовского района у села Гуселетово - Мормышанское (солёное) и Горькое (щелочное);
- Горькое-Перешеечное в Егорьевском районе (слабо-щелочное).
Обычно вода в озёрах становится комфортной для купания к 20 июня, и остаётся такой до 10 августа. В иные годы - дольше. Помимо лечебных вод, каждое озеро имеет и грязи особого состава, достаточно хорошо изученные в медицинских лабораториях.
С названиями "Солёное" и "Горькое" нужно быть особо внимательными, так как озёра с такими именами есть чуть ли не в каждом степном районе Алтайского края.
Наилучший способ побывать на озёрах - поехать на автомобиле. Потому что озёр много, они разные, с разным химическим составом и воздействием на организм, и наверняка захочется побывать на нескольких. Чтобы сравнить ощущения от купания в озёрах с разной концентрацией соли, или сравнить ощущения от купания в солёной и щелочной воде.
Если живёте в удалённых регионах
Долететь до Новосибирска или Барнаула. Взять автомобиль напрокат. И - навигатор в помощь.
Наибольшее количество целебных озёр сосредоточены вблизи населённых пунктов Кулунда, Табуны, Яровое, Славгород, Завьялово.
Федеральные трассы практически безупречные. Дороги регионального значения - в большинстве хорошие. Местные дороги - разные, но почти все - асфальтовые. Таких дорог, чтобы прямо "ужас-ужас!" мы за своё путешествие не встретили. Неважные дороги и объезды в связи с ремонтными работами - это было, да.
Для тех, кто не любит летать
В западную часть Алтайского края, где как раз и сосредоточены целебные озёра, идут прямые поезда из Москвы. Можно доехать без пересадок из Москвы до Славгорода или Кулунды. И там уже взять в аренду автомобиль. И объехать множество озёр, а у особо понравившихся остановиться на несколько дней в домике на базе отдыха или в палатке.
Полезные ссылки для путешественников (самые надёжные сервисы):
Ещё один сервис для выбора жилья
Страховка для путешественников
Здоровья всем!