Я, когда писал текст о Юрии Кукине, обещал эту песню выложить в августе. Можно было бы и попозже, но вот наткнулся на хорошие картинки старинных приморских городов, и решил не тянуть. Песня, с одной стороны, одна из самых известных у Виталия Старжинского, с другой - постоянный повод для шуток и приколов. Причем, и автор тоже горазд по этому поводу шутить. И это при том, что ничего тут веселого или прикольного нет. Красивая грустная песня. Но, сами знаете, в своих компаниях и шутки ходят, понятные для своих. Вот сегодня и поговорим не слишком грустно о грустной песне. И даже, может быть, излишне серьезно для этого цикла об основах для шуток и приколов.
Собственно, вспомнил я об этой песне, рассказывая о шутливом тексте Кукина о том, как написать шлягер. Юрий Алексеевич заморочился и полушутливо, полусерьезно написал небольшой трактат на эту тему. Ну а мой старый приятель Виталий Старжинский очень удачно и вовремя этот трактат прочел, и поскольку был в те поры молод и горяч, тут же решил опробовать на практике советы мэтра. В результате и появилась именно сегодняшняя песня. И получилась она именно такой, как предсказывал Кукин тем, кто будет строго следовать его советам, то есть заразной до невозможности, прилипчивой, но красивой и даже популярной.
Кто советами заинтересуется в деталях, пусть поищет древний текст Кукина, он где-то по просторам интернета до сих пор болтается, и востребован едва не сильнее, чем во времена написания. А я коротенько упомяну эти советы уже в трактовке самого Старжинского. Дескать, не нужно писать умно и глубоко, но пара-тройка точных деталей должны создать ощущение глубины и мудрости у самого слушателя. А для этого стоит обратиться к известным образам, уже опробованным известными авторами в известных песнях. Здесь он немного пощипал Щербакова, намекнул на знакомство с творчеством Александра Грина, ну и переосмыслил одну волнующую Окуджавскую картинку. В принципе, на одну песню более чем. Да, еще важно - саму титульную строку "Холодало. Вечерело" он позаимствовал у своего приятеля Алексея Леонтьева. Получилось во много раз лучше, чем ожидал сам Виталий. Но песня обрастала собственными смыслами долго. Особенно именно в своей среде. Нет, понравилась народу она с первого прослушивания, но, поскольку она изначально шла в комплекте с юмористическим контекстом и рассказом, серьезно к ней никто и не относился.
Забавно, что песенка очень быстро облетела окрестности, пришлась по вкусу на многих фестивалях, и дошло до того, что на появление Старжинского вечерком возле Лесной эстрады Ильменского фестиваля кто-то из аборигенов отреагировал неожиданно – О! Вечерело-холодало пришло. Сами понимаете, это добавило песне не серьезного ореола, а самому Старжинскому стоило большого труда потом избавиться от такого странного прозвища.
Между тем, со временем-то стало понятно, что ни Кукинские советы, ни даже нажитая песенная мастеровитость самого Старжинского тут не при чем. Со временем юмор и приколы стали от песни этой отшелушиваться, а вот талант, который сюда вложен стал виден куда отчетливее. И тут вот хочется уже без всяких шуток сказать очень важное: многие считают авторство делом боговдохновенным, а мастерство и тем паче ремесло всячески презирают – это не очень умные люди, и сами они с такими мыслями никогда ничего стоящего не напишут. Есть люди, которые ровно наоборот, почитают исключительно техническую сторону творчества. Эти люди время от времени в состоянии блеснуть хорошим текстом, но в гении им не попасть. Хороший автор умеет и голоса мистические слушать, и очень мастеровито то, что услышал использовать. Одно без другого не работает.
Другой мой приятель научился писать поэтические тексты с помощью гугл-переводчика. И так ему это понравилось, что он еще и десяток молодых поэтов этому делу обучил. Дело-то не хитрое, и я умею. Но вот на выходе его тексты тянут на стихи, а тексты тех, кого он научил, не очень почему-то. Искусственный интеллект, он же как мистический голос в ночи – он вам такого нашепчет! Только успевай записывать. Но вот посмотреть на это критически, найти там контекст, образы и взаимосвязи – это уже мастерство, или даже, простите за выражение, ремесло. Без которого хоть заслушайся этих мистических помощников – ничего толкового не напишешь никогда.
Собственно, и песня Холодало Вечерело Виталия Старжинского, появилась именно так – он специально нарыл себе основ по советам Кукина, а вот сложить это не просто в достойный, а в очень проникновенный и атмосферный текст, оснастить этот текст очень нежной и очень соответствующей тексту мелодией – это, друзья, работа. Это – мастерство. И я прямо сейчас вас с результатом этой мастерской работы познакомлю. А шутки? Они останутся, но уже отдельно, не мешая вслушиваться и сопереживать.