Летом 2023 исполняется 85 лет со дня рождения прекрасного советского актера Андрея Мягкова. Его помнят и любят за культовые роли в фильмах Эльдара Рязанова, за воплощение на экране образа советского интеллектуала («Гроссмейстер» Сергея Микаэляна), за роли критические (дебютная роль в кино в картине «Похождения зубного врача» Элема Климова). Но хотелось бы поговорить о двух менее известных его работах.
1. Страх высоты (реж. Александр Сурин, 1975)
Классный, очень атмосферный фильм со звездами кино тех лет: в ролях Ирина Мирошниченко, которая недавно ушла из жизни, Альберт Филозов, Жанна Прохоренко, Владимир Зельдин и Анатолий Папанов в роли следователя.
Формально это детектив, по сути это экзистенциальная драма, которая разворачивается в неком прибрежном городе где-то на юге. Пейзаж — типовой: однажды из окна одного высотного дома одного среднестатистического микрорайона случайно (?) выпал один ценный научный кадр: это, конечно, герой самого Андрея Мягкова, человек неоднозначный, с двойным дном. Идет расследование. Все приглашаются на беседу в отдел милиции и рассказывают свои истории то на фоне стены, то на фоне окна, то на заднем дворе провинциального театра. Очаровательные старые улицы. За кадром — стильный грув Эдуарда Артемьева.
Забавно, что фильм вышел в один год с «Иронией судьбы», где персонаж Мягкова опять интеллигент, опять теряется среди многоэтажек спального района и опять врывается в чью-то жизнь, не всегда — с позитивным финалом. Понятно, что снятый для телевидения фильм Рязанова — это веха и объект культа, однако это амплуа Мягкова не ново, похожий образ уже встречался — причем в фильме, который мало кто вообще смотрел и помнит.
2. Летаргия (реж. Валерий Лонской, 1983)
В 1983 Мягков сыграет в другом всенародно любимом фильме — в трехсерийном детективе «Гонки по вертикали»: опять интеллигент, опять в костюмчике и в раздумьях.
«Гонки» были очень классными, в духе осенних французских детективов, но мрачноватыми, возможно даже предвосхитившими Перестройку. И вот в том же году Мягков появляется в «Летаргии» — еще более мрачном фильме про сотрудника НИИ, который под музыку Исаака Шварца бросает семью и свой приморский городок и отправляется в Москву строить карьеру. Сначала он тоже интригует, но очень страдает, и в финале пробуждается от летаргического сна безразличия и индивидуализма.
Страдающий эгоист из классической русской литературы вдруг проявляется в предперестроечном обществе, в тесных интерьерах отдельных квартир, в мрачных коридорах и кабинетах учреждений, в темных подъездах и угрюмых вагонах электричек. Это и правда страшный фильм, который с помощью дуги характера одного героя рисует вполне законченную картину целой страны, погруженной в оцепенение вот уже 40 лет…
Какие фильмы с Мягковым любите вы и почему?