Моряки искренне любили своих кошек, обнимали их, шили им крошечную униформу, брали с собой в гамаки... Но оказалось, что кошки преступны по своей природе, и на тысячелетней традиции пришлось поставить точку.
Корабельным кошкам давались имена, подобные именам головорезов - пиратов: Том Ужас, Волк, Грязная Морда. Они преодолели тысячи миль на самых легендарных военных кораблях. Кото-моряки были полноправными членами экипажа, им выдавали сшитую специально для них миниатюрную униформу и даже предоставляли собственные крошечные гамаки. Многие из них, за всю жизнь ни разу не ступили лапой на сушу. Это были кошки, которые служили в военно-морских силах мира.
Кошки находятся на кораблях почти столько же, сколько люди выходят в море. Фрески древних египетских гробниц хранят изображения кошек, охотящихся с лодок в кипучих водах Нила. Финикийцы, торгуя по всему Средиземноморью, брали на свои корабли кошек, прекрасно понимая их ценность для контроля над популяцией грызунов.
Сегодня мы не задумываемся, насколько серьезной проблемой было присутствие крыс и мышей на борту корабля. Грызуны портили съестные припасы, разгрызали оборудование и были разносчиками серьезных заболеваний. Кошки с их инстинктом хищника были дешевым и эффективным средством для предотвращения распространения инфекций. В XIX веке, правительство США даже специально закупало кошек и затем поставляло их в ВМС США. В Соединенном Королевстве, во время Первой мировой войны, была организована крупномасштабная акция по отлову бездомных кошек. В результате, тысячи животных были переданы военным. Кошки, поставляемые Королевскому флоту, даже получали еженедельное «пособие на питание» в размере 1 шиллинга и 6 пенсов для оплаты угощений из корабельной столовой.
Ангелы, черти и «мохнатые барометры»
Древние моряки считали, что кошки, при помощи своего хвоста могут управлять погодой. Давным-давно, люди верили, что если рассерженная кошка дергает хвостом, то этим она насылает бурю, которая непременно обрушиться на корабли, находящиеся в море.
Позже, наблюдения за природой и поведением животных, помогли людям увидеть и понять, что между подергиванием кошачьего хвоста и непогодой существует связь совсем иного характера. Кошки, предчувствуя внезапное падение атмосферного давления, начинали нервничать. Моряки научились понимать, что подобное поведение мохнатого барометра свидетельствует о том, что корабль направляется в неблагоприятную зону. Экипажи начали следить за поведением кошек, анализировать, и, в итоге, научились предсказывать приближение шторма.
Также, кошки были источником суеверий: моряки, готовящиеся к отплытию, считали удачей, если кошка поднималась на борт их судна. Однако они видели признак неминуемой катастрофы, если представитель кошачьих, давно плавающий на том или ином судне, решал покинуть корабль непосредственно перед отплытием. Хуже того, моряки думали, что их судьба решена, если они видели, как на причале дерутся две кошки: это означало, что ангел и черт уже начали битву за души экипажа.
Девять жизней в открытом море
Хотя кошки известны своей, мягко говоря, нелюбовью к воде, они довольно хорошо приспособились к жизни в море. В отличие от людей, которые, как известно, должны были принимать ряд обязательных мер, чтобы предотвратить цингу, кошки вырабатывают свой собственный витамин С и прекрасно себя чувствуют на "диете", состоящей из рыбы и млекопитающих.
На суднах, где не хватало мышей, мохнатые моряки находили различные способы ловли для себя рыбы. Самой легкой добычей становилась та рыба, которую просто выбросило на палубу. Некоторые кошки, преодолев свою неприязнь к воде, становились искусными ныряльщиками, способными вылавливать рыбу из океана. Кошки, которые не сумели перебороть страх воды, умудрялись охотиться, ловко сбивая рыбу, перепрыгивающую через нос корабля. Кошки, поедая сырую рыбу, получали достаточное количество влаги и им не требовалось много питьевой воды, в отличие от моряков - людей. Кроме того, кошки обладают отличной системой внутренне фильтрации, которая позволяет при необходимости выпить немного морской воды.
Кошки на кораблях выполняли и роль компаньонов, что было очень важно для повышения морального духа скучающих по дому моряков. Во время долгих плаваний, людям была необходима хоть какая-то привязанность и немного нежности среди спартанских условий, принятых на кораблях. Кошки считались талисманами, которыми мог воспользоваться любой моряк, тем самым налаживалась связь между членами экипажа.
Известно, что животных не просто обучить выполнять трюки, но некоторые моряки утверждали, что они научились «понимать по-кошачьи» и сумели научить кото-моряков выполнять такие трюки, как стоять по стойке «смирно», отдавать честь, ходить по натянутым канатам и звонить в колокола. Особенно это практиковалось в ВМС США. Ожидая в иностранных портах, местных жителей иногда приглашали на морские экскурсии, которые включали короткое шоу с участием дрессированных кошек.
Преступники по природе и политические обязательства
На крупных военных кораблях могло нести службу до двух десятков кошек. Территория между мохнатыми моряками была строго поделена. Те, что были достаточно умны - претендовали на корабельный камбуз и, по понятным причинам, были самыми толстыми. Другие, страстью которых была охота - предпочитали оставаться в недрах корабля. Их вполне удовлетворяла спокойная сытая жизнь, не нарушаемая звуками орудий с палубы. Те же, которые не могли обходится без общения с бесхвостыми прямоходящими моряками обитали там, где можно было получить внимание и поспать в гамаках, которые уменьшали эффект от раскачивания корабля — в конце концов, корабельных кошек тоже может укачивать так же, как и людей.
После окончания Второй мировой войны особое положение, которое отводилось для кошек на кораблях ВМФ, начало быстро снижаться. Резко возросло качество средств фумигации и кошка, как главное средство в борьбе с вредителями осталась в прошлом. Капитаны , которые не были любителями кошек, считали их лишними на борту своих кораблей.
Но гораздо более серьезной проблемой для кошек в ВМС США стало то, что бюджет на оборону был урезан, а военно-морской флот резко сокращен. Встревоженные адмиралы пытались доказать, что оставлять страну без флота крайне опасно. Члены Конгресса, сторонники сокращения вооружения, высмеяли адмиралов, заявив, что команда одного из кораблей затратила денежные средства, достаточные для содержания трех членов экипажа для организации похорон кота - талисмана. Это был дешевый выпад, поскольку средства, выделяемые на содержание кошек были чисто номинальными. Нужды кошек чаще оплачивались самими экипажами. Однако, присутствие кошек на борту военных кораблей, давало возможность обвинить руководство ВМС в нецелевом расходовании денежных средств.
Поводом к отказу от присутствия кошек на борту кораблей стало ужесточение международных законов о карантине, которые и положили конец традиции корабельного кота. До 1950-х годов многие страны предоставили корабельным кошкам особый статус, который освобождал их от карантинных законов, позволяя им свободно бродить по иностранным портам, где, обычно, худшим из последствий, была драка с местным котом. Законы, принятые большинством стран после войны, запрещали кошкам покидать корабль до прохождения длительного периода карантина. Если местные чиновники поймают кошку, крадущуюся с корабля, капитана могут оштрафовать или даже арестовать.
Признавая, что кошки являются преступниками по своей природе, военно-морской флот хотел избежать вовлечения своих капитанов в юридические и дипломатические конфликты из-за любопытной кошки, пытающейся обойти карантин. Текущая политика ВМС США прямо не запрещает наличие кошек на кораблях, но специальное разрешение, которое теперь необходимо получить морякам, чтобы взять на борт кошачьего друга, почти никогда не дается.
Публикация включена в подборку "Животные в истории"