Найти тему
Navygaming Channel

Подводная лодка "Атылай"- "спасение признано невозможным"

Сегодня трагичный день, сегодня 12 августа 2000 года в Баренцевом море, более чем в 170 км от Североморска со всем экипажем погибла российская атомная подводная лодка "Курск". Корпус лодки был обнаружен на глубине 108 м и после длительной международной операции был поднят. Изучение корпуса подводной лодки по официальной версии дало ответы на причины гибели, которые тем не менее до сих пор многими подвергаются сомнению. Но какой бы ни была причина гибели атомохода - уже никогда не вернуть 118 человек из ее экипажа к жизни. Служба на подводных лодках всегда была и остается наравне с подвигом, ежедневным, ежечасным. Вечная память морякам - подводникам! Будем помнить!
Аварии с гибелью субмарин не редкость во флотах мира, и время не всегда помогает открывать эти тайны. Не всем погибшим субмаринам довелось быть найденным и поднятым, не все погибшие моряки подводники были погребены на суше, многие до сих пор находятся на дне. А гибель некоторых из них известна только узкому кругу специалистов и историков, этот рассказ об одной из таких субмарин.

14 июля 1942 года у входа в пролив Дарданеллы со стороны Эгейского моря, во время учебного погружения затонула турецкая подводная лодка «Атылай». Причины гибели до сего времени точно не установлены.

Подводная лодка "Атылай"
Подводная лодка "Атылай"

Подводная лодка «Атылай» принадлежала к серии подводных лодок типа «Ай», построенных Турцией в 1940 году на верфи «Таш Кызак» (по другим данным - "Валде енд Голкук") в Истамбуле (Стамбуле), под руководством германских специалистов (первое время), а затем - только турецкими специалистами и из турецких материалов. По проекту 280 (разработан фирмой IvS) Турция получила три субмарины, в основе проекта - немецкая ПЛ проекта IX.

Для справки: ТТХ подлодки: водоизмещение: надводное - 934 т, подводное - 1240 т; скорость хода: надводная – 20 узлов, подводная - 9 узлов; размерения- 79,9х6,4х4,3 м; вооружение: 6 - 533-мм ТА, 1-102-мм орудий, 1 - 20-мм зенитное орудие; мощность механизмов - 3500/1000 л.с.; экипаж - 44 человека.

Лодка была заложена в августе 1937 года, но так как после начала Второй Мировой немецкие специалисты покинули Турцию, постройка затянулась и лодка вошла в строй флота только в апреле 1940 года. И это еще хорошо - третий корпус был сдан флоту - только в 1946 году.

Головная подводная лодка "Салдирай", построенная в Германии, в Киле
Головная подводная лодка "Салдирай", построенная в Германии, в Киле

Предположительно, в полдень 13 июля 1942 года подлодка «Атылай» вышла в Дарданеллы и в 07.30 14 июля 1942 года, совершив переход через Мраморное море, встала на якорь в Чанаккале.

Основываясь на докладе командующего флотом адмирала Шюкрю Окам Министерству Национальной Обороны и Генеральному штабу Вооружённых Сил Турецкой Республики, а также на данных, опубликованных в турецкой прессе, дальнейшие события развёртывались следующим образом. Примерно, в 13.00 14 июля 1942 года подлодка снялась с якоря в Чанаккале и направилась к входу в Эгейское море.

В 14.00 14 июля 1942 года «Атылай» погрузилась в районе мыса Сидиль-Бахр (имеется в виду мыс Ильясбаба, расположенный вблизи населённого пункта Седдюльбахир, южная оконечность Галлиполийского полуострова), и под водой, по показаниям гидрофона, легла на курс W. Гидрофон фиксировал подлодку на протяжении трёх миль на курсе W, после чего перестал реагировать на звуковые волны корабля.

Из имеющихся данных не ясно, о каком гидрофоне идет речь, на каком корабле или пункте он был установлен, ( . На обеспечивающем буксире? Хорошо были оборудованы буксиры у турецкого флота!

Буксир, находившийся в данном районе с целью обеспечения подлодки, после того, как подводная лодка не всплыла в назначенный срок, начал поиски и, примерно, в 5 милях к W от мыса Сидиль-Бахр обнаружил сигнальный телефонный буй, выброшенный с подводной лодки. Глубина Эгейского моря в данном районе достигает 80 метров. На телефонные вызовы подлодка не отвечала. Буксир, не сбросив в районе гибели подлодки дополнительного буйка, пошёл в Дарданеллы, чтобы доложить о предполагаемой катастрофе.

На буксире не было радиостанции? Видимо, с оборудованием буксиров у турок все же были проблемы, (

Как только было оповещено о происшедшем, торпедные катера, выйдя из Чанаккале, в 18.30 14 июля начали поиск сигнального буя с целью установления связи с подлодкой. В турецкой прессе сообщалось, что буй вторично найден не был и решено было поиск начать путём траления. Из официальных достоверных источников (по данным советской военно-морской разведки) известно, что сигнальный буй был найден сторожевым кораблём «Берк» только лишь 15 июля 1942 года

Вслед за получением сообщения о гибели подлодки, в ночь с 14 на 15 июля 1942 года, часть кораблей турецкого флота и спасательные средства вышли из восточной части Мраморного моря к месту гибели подводной лодки «Атылай» для развёртывания спасательных работ. Вследствие больших глубин и значительного течения в данном районе спуск водолазов никаких результатов не дал. Поэтому приступили к поискам путём траления, но и это положительных результатов не дало.

16 июля 1942 года командующий флотом дал приказание кораблям возвратиться в свои базы. Спасение лодки было признано невозможным. Место гибели подлодки обозначили буями.

В тоже время турецкая пресса и сводки турецкого командования сообщили, что при производстве в районе поиска субмарины траления с целью поиска подлодки, было затралено две мины, которые взорвались. В результате взрыва катер-тральщик «Кавак» дал течь, принял до 0,5 т воды, был снят с тральных работ и на буксире 17 июля был отведён в Гельджюк. 18 июля во время производства траления в районе гибели подлодки, которое осуществляли тральщики «Хызыр Рейс» и «Кемаль Рейс», произошёл взрыв мины в трале.

Катер-тральщик "Кавак", поврежденный взрывом мины при поиске субмарины
Катер-тральщик "Кавак", поврежденный взрывом мины при поиске субмарины
Для справки: катерный тральщик «Кавак" построен на верфи "Торникрофт" в Англии в 1936 году, продан Турции в 1939 г. ТТХ: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 52 т.; размерения: 22,9х 4,4 х1,5 м; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 1500 л.с.; скорость хода – 15 узл.; дальность плавания – 270 миль; экипаж – 11 человек.

Командующий флотом принял решение о невозможности продолжения поиска подлодки, до тех пор, пока данный район не будет очищен от мин. В 5.00 21 июля тральщики, производившие траление, также вышли в Гельджюк. В результате всех проведённых работ было установлено, что район, находящийся в 5,5 мили, по пеленгу 258° от мыса Хелеси севернее его, заминированный антенными минами.

По заявлению англичан, указанные мины выставлены итальянцами против английских подлодок, действовавших в данном районе на итало-германских коммуникациях. Командующий флотом согласился с мнением англичан.

В итоге на подлодке «Атылай» погибло 39 человек. Среди них: командир подлодки капитан 3 ранга Саеддин Гюрджен, помощник командира капитан-лейтенант Себат-Ташоз, стажёр лейтенант Рауэр Байкал, старший механик капитан-лейтенант Ахмед Тюрюн, второй механик капитан-лейтенант Андан Эрюл; унтер-офицеров сверхсрочной службы: мотористов - 7 человек, рулевых - 3 человека, электриков - 5 человек, радистов - 2 человека, торпедистов - 1 человек, рядового состава - 16 человек.

Турецкая печать высказывала различные предположения о причинах гибели подлодки - пожар, взрыв газов аккумуляторной батареи, удар о подводную скалу и т.п. Основываясь на фактах взрыва мин в районе тральных работ, наиболее вероятным был признан подрыв подводной лодки на мине. По современным данным, причина гибели - дрейфующая мина.

Для турецкого флота это была большая потеря и первая катастрофа за 14 лет существования турецкой флотилии подводных лодок. Эта трагедия существенно отразилась на количественном составе турецкого военно-морского флота. В равной степени данная катастрофа отразилась и на численном составе подготовленных подводников, в которых турецкий флот в тот период имел большой недостаток.

Интересно, что данный факт не остался без внимания, несмотря на тяжелый период на фронтах летом 1942 года, Разведывательного управления ГМШ ВМФ СССР, которое и проинформировало соответствующих должностных лиц.

Еще раз могу сказать, вечная память подводникам! Пусть о них всегда помнят.

P.S. Кстати, турки не забыли погибшую субмарину, и в составе турецкого флота с 1976 года до 2014 года находилось пять ДЭПЛ (две уже списаны) типа "Атылай". И какой совпадение, они тоже построены по немецкому проекту (тип 209) и немцами.