Избитая фраза: мол, чтобы перестать падать (во всех смыслах), нужно достичь дна, оттолкнуться и потом уже - наверх.
В современной истории нашей страны эта фраза, на мой взгляд, имеет материальное выражение. 12 августа 2000 года. Подлодка «Курск»…
… Я прекрасно помню, как сейчас, все свои ощущения: бессильно сжатые кулаки 15-летнего подростка, надеющегося на чудо. Я сидела у телевизора и от часа к часу ждала новостных выпусков. Я так хотела, чтобы ребят - тех, которые вроде бы как подавали сигналы - чтобы их обязательно вытащили. Мне казалось, что наша страна не может их не вытащить.
Потом были подхватившиеся с «сердобольной» помощью западники. Но и они не помогли. Ребят не спасли.
Вот это вот бессилие, вот это вот дно всей страны - вот что такое подлодка «Курск». Тогда - тогда - было горько, обидно, больно за страну. Обидно за тех ребят, которые на излёте 90-х оставались настоящими патриотами Родины - и так мучительно умирали внутри огромной железной коробки. Страшно было оттого, что лично я ничего не могу сделать для этих ребят…
Я думаю, что сегодня героев с «Курска» вспоминают другие подводники. Те, которые сегодня служат России. Кому-то из них тоже было тогда, 12.08.2000, 15 лет, как и мне. И кто-то из мальчишек тоже сжимал кулаки от бессилия.
Но вот они выросли, эти мальчишки, - и никуда не делись. Не продали и не предали свою Родину, как некоторые их ушлые ровесники. Одни из них пошли служить, другие - проектировать новые ракеты и подлодки. И вот теперь уже не мы стыдливо просим о помощи - а какие-нибудь греки выходят на митинги с плакатиками, где написано: давайте попросим помощи у России.
Да уж… Иногда, в потоке жизни, мы забываем мыслить ретроспективно. Мы редко обращаем свой взор в свое же прошлое. Нам часто не хватает сил, мудрости или чего-то ещё, чему сложно подобрать название, для того чтобы охарактеризовать тот факт, что мы, люди, в своей суете не видим главного. На ум приходят только строки из Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать/Большое видится на расстоянье…».
Гибель подлодки «Курск» - это и есть то самое «на расстоянье». То, что сегодня позволяет оглянуться назад и осознать, из какого глубокого омута наша страна выбирается. Из какой беспросветной безнадеги пробивает себе заново путь к свету…
И ещё. Для меня трагедия «Курска» неразрывно связана с историей любви капитана Дмитрия Колесникова и его молодой жены Ольги. Когда в ходе водолазных работ было найдено письмо погибшего подводника Колесникова - патриота (вдумайтесь: он служил на флоте с 1991го по 2000й, в самые страшные для нашей страны годы), текст этого письма в той его части, где Дмитрий обращался к молодой жене, стал достоянием всей страны.
Мне и сейчас тяжело осмысливать эту человеческую трагедию, произошедшую на фоне, в связи и как следствие трагедии всей страны. А тогда, в 2000-м, будучи 15-летней девчонкой, я просто с ума сходила от боли, от ужаса, что такое вообще возможно. Как так?! Они любили друг друга, только-только поженились - и он погиб. Ну как же так… Этого просто не может быть. Мое совсем еще неопытное сердце наотрез отказывалось принимать эту реальность. Просто наотрез. Я всё думала: может быть, у неё потом родится ребенок? Может быть, случится чудо? Я, 15-летний подросток, ТАК ждала этого чуда! Вы даже не представляете, как мне хотелось, чтобы Бог хоть немножко смилостивился над трагедией потерявшей возлюбленного молодой девушки.
Тогда я дала себе слово, что когда я вырасту и стану журналистом (а я тогда уже точно знала, что буду поступать на журфак), то обязательно напишу про Героя Дмитрия Колесникова и про его несчастную молодую жену. Вот так вот…
… Прошло 23 года. Жизнь - штука до ужаса быстрая. Я, журналист, пишу про Дмитрия и Ольгу. Ребята, которые давали себе тогда слово вырасти и стать подводникам, - выросли и стали подводниками. Тогдашний 13-летний хулиган Андрюха вырос - и сейчас рядовой ВС РФ Андрей Иванович С. сражается с врагами, защищая наши земли, ВОЗВРАЩАЯ наши земли, отвечая нашим недругам в том числе и за то коллективное унижение России…
Кто-то тогда был уверен, что - всё. Конец России, посыпались. А - нет. Фигушки тем, кто так думал. Потому что таких, как я, - замерших от ужаса перед телевизором тогда, в августе 2000-го, - их было много. И тех, кто дал себе слово сделать всё, чтобы такого больше не было, - их оказалось больше, чем тех, кто продавал Родину оптом и в розницу… Вот такие вот дела.
А ребята с «Курска» - на небе. Они - наше небесное воинство. Они - наши Герои. Они - МОИ Герои. Память о них не даёт мне унывать, когда сложно и страшно. Когда ребята - там, на фронте, а мы, ждущие их, - тут, в неведении и тревоге.
Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников.