Допросы нередко используются налоговыми органами, в том числе и в рамках проверок правильности исчисления и уплаты НДПИ.
Многое, что полезно знать свидетелю про налоговые допросы, было бы неверно рассказывать в интернете. Например, про уловки налоговых органов. Они прочитают и будут исправлять свои ошибки.
Но можно рассказать про логику поведения свидетеля на допросе. Следуя этой логике, свидетель обойдет те самые ловушки, о которых нельзя говорить тут. Сформулируем эту логику в виде нескольких правил:
- Вопрос, на который отвечает свидетель, должен быть ему понятен. Это подразумевает, что свидетель понимает вопрос ровно так, как его понимает налоговый орган. Бывает, что в процессе подготовки к допросу свидетель говорит, что не понимает, что отвечать на тот или иной вопрос. А между тем правило № 1 как раз и объясняет, что отвечать на вопрос, который непонятен, не следует.
- Не следует быть многословным. Это включает в себя: отвечать строго на то, о чем спросили; формулировать ответ настолько лаконично, насколько это не делает его неоднозначным.
- Желание блеснуть эрудицией следует усмирить. Обычно свидетели допрашиваются по той причине, что они являются сотрудниками налогоплательщика. У каждого сотрудника есть свои должностные обязанности – иными словами, компетенция, которой свидетелю и надо ограничивать свою компетентность. Вопросы, которые будут выходить за рамки такой компетенции-компетентности, следует переадресовывать другим сотрудникам.
Представитель свидетеля
Порой от сотрудников налоговых органов можно услышать мнение, что у свидетеля не может быть представителя, с которым тот мог бы прейти на допрос. Но ФНС России в своем письме от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@ придерживается противоположенной точки зрения.
Правда, ФНС России называет представителя свидетеля более корректно – сопровождающим свидетеля лицом. Все-таки представитель – это тот, кто выступает от имени доверителя, а давать показания за свидетеля никакой представитель не вправе.
Но сопровождающее лицо вправе консультировать свидетеля, а потому мы предложим называть такое лицо юридическим консультантом свидетеля. Этот термин лучше отражает, чем сопровождающее лицо может быть полезно свидетелю.
Во-первых, свидетель может воспользоваться помощью своего консультанта, когда он не понимает что-то по вопросам процедуры. Во-вторых, свидетель может попросить консультанта помочь ему понять, о чем его спрашивают. В-третьих, само присутствие консультанта может психологически стабилизировать свидетеля. Надо ли говорить, что допрос для большинства людей - это стресс?!
Подписывайтесь на наш канал, чтобы получать новые комментарии по вопросам НДПИ. Жмите иконку "палец вверх" под этим материалом, если он вам понравился.