Рецензии об этой книге неоднозначные. Кому-то понравилось, а кому-то — нет. Кто-то говорит, что книга о любви, которой покорны все возрасты; кто-то считает, что книга переоценена и есть более сильные книги о нацизме, концлагерях и послевоенном времени. Давайте разбираться.
Сюжет
Роман повествует о пятнадцатилетнем мальчике Михаэле, который влюбился во взрослую женщину по имени Ханна (разница в их возрасте 21 год).Позже главная героиня исчезает. Михаэль винит в этом себя, не подозревая о настоящей причине отъезда. Опять герои встречаются уже в суде, где Ханна - подсудимая, а главный герой - студент-практикант юридического факультета. Героиня во время войны была надзирательницей женского концентрационного лагеря. Сейчас она отвечает перед судом за свои действия и за свой выбор. Её расплата — пожизненное заключение. Или, может быть, главная расплата Ханны — муки совести?..
Идея
(Осторожно, спойлеры!)
Сюжет сложно назвать очень динамичным. Главное в этой книге — это идея, мысль, которую пытался донести автор. Шлинка остро интересует вопрос: имеем ли мы право судить людей военного времени, а если имеем право, то как именно судить. По нынешнему законодательству солдаты Верхмата и СС — преступники, а гражданские — молчаливые соучастники, но в то время преступлением их действия (или бездействия) не являлись. Более того служить и отдать жизнь Родине было их обязанностью, священным долгом. Назревает вопрос: судить по законам тогдашним или нынешним. Но Шлинк не даёт ответа, а рассуждает дальше и от лица главной героини спрашивает: "А что бы вы сделали на месте немцев того времени?" Либо вы поддерживаете происходящее, либо вы - предатель, который окажется в тюрьме или которого расстреляют. Автор не пытается обелить Ханну или умалить её вину или других нацистских преступников, потому что он уверен: нарушение принципов нравственности и гуманности не имеет оправдания.
Имеем ли мы вообще моральное право судить? Вот ещё один затруднительный вопрос, возникающий при чтении. На войне не каждый солдат оказывается добровольно, но Ханна сама приняла решение уйти с работы на заводе и пойти служить. У неё был секрет — безграмотность, и боясь быть уличенной в этом, она соглашается стать надзирательницей. Ханна сделала свой выбор. Но можем ли мы её осуждать, зная, что она была необразованной молодой девушкой, подвергшейся нацисткой пропаганде и ставшей лишь средством достижения целей, поставленных Гитлером. За свой нравственный выбор Ханна поплатилась сполна: в её жизни не было ни счастья, ни любящей семьи, а были только ужасные воспоминания из прошлого, жалкие попытки отвлечься от них, с помощью любовных утех с подростком, заключение в тюрьме, ночные кошмары, угрызения совести, раскаяние и суицид. Расплата Ханны — душевные муки.
Таким образом, идея произведения - показать сложность оценивания событий прошлого с точки зрения морали и закона.
Любовь или всё-таки педофилия?
Кто-то называет отношения между пятнадцатилетнем мальчиком и тридцатишестилетней женщиной любовью. Но разве это любовь? Ответ очевиден — нет. Этот роман доказывает, что не все возрасты покорны здоровым межличностным отношениям.
Для Михаэля Ханна — первая любовь, женщина, которую он боготворил, о которой хотел знать как можно больше: кто она и откуда, что ей нравится, а что — нет. Он хотел получить от Ханны то, чего она никогда бы не смогла бы ему дать — нежные искренние чувства. Ему было необходимо чувствовать себя любимым, ходить на свидания, представлять свою возлюбленную друзьям, а не умалчивать об их отношениях и считать их связь порочной. Единственное, что могла она дать Михаэлю — это секс и ничего больше.
Ханна в свою очередь всего лишь пользовалось этим мальчиком-подростком. Она спала с ним, срывалась на него, заставляла чувствовать его себя виноватым и потом извиняться. Секс, манипулирование и чтение — вот три главные способа Ханны морально чувствовать себя лучше, не думать о прошлом, о работе в концлагере. Разве могла взрослая женщина любить подростка как мужчину и воспринимать его как равного себе?..
Растление не прошло бесследно для главного героя: оно оставило психологическую травму, повлиявшую на всю жизнь. Михаэль уже никогда не сможет освободиться от оков Ханны.
Позже, после окончания судебного процесса, он женился и завел ребенка, но ощущение неладности не покидало его. Жена Михаэля совсем не была похожа на его первую возлюбленную. Брак развалился. Впоследствии главный герой всех женщин сравнивал с Ханной.
Главный герой на протяжении всей жизни постоянно думал о Ханне, рефлексировал над их отношениями и винил себя, что влюбился в женщину, причастную к смерти невинных людей. Отношения с ней так и остались неразрешенной проблемой. Михаэль больше никогда не любил кого-то так же как Ханну. Её растление не дало главному герою жить нормально, любить и быть любимым.
Мое мнение о произведении
Я наткнулась на эту книгу совершенно случайно и больших надежд на нее не возлагала. Но как оказалось, "Чтец" — очень любопытное произведение, в котором поднимаются темы переосмысления и преодоления нацистского прошлого, личной и коллективной ответственности, нравственного выбора и растления несовершеннолетних. Да, первые две перечисленные темы не очень близки российскому читателю, потому что нравственно-психологическая атмосфера в послевоенном СССР сильно отличалась от немецкой; и советское переосмысление прошлого имело другой характер. Но все же интересно узнать, как немцы справлялись с коллективным чувством вины и с преодолением позорного прошлого. Я думаю: этому классическому немецкому роману однозначно быть на вашей книжной полке. Может быть, " Чтец" не станет вашей любимой книгой, но определенно стоит внимания, так как есть над чем подумать и что обсудить.
#БернхардШлинк #Шлинк #ШлинкЧтец #Чтец #Рецензиянакнигу #Книги #Интересныекниги #Книжныерекоммендации #Чтопочитать #Хорошиекниги #Немецкаялитература #Литература