После плодотворного разговора в кабинете заведующей Арсений предложил переместиться в ресторан. Чуть позже к ним присоединился Василий Степанович. Мужчина вошёл в зал в сопровождении своего шофёра, как обычно. Тем не менее, он держался очень уверенно для почти слепого человека. Хотя, в последнее время его зрение чуть чуть улучшилось- часто он видел очертания предметов и мог по крайней мере минимально ориентироваться в пространстве. Он считал, что это заслуга Аннушки, так он называл Анну Михайловну. Она лишь скромно улыбалась на эти слова.
Арсений расспрашивал Василия Степановича о сделанном для обеих детдомов, внимательно слушал, и взгляд его теплел, а улыбка становилась шире. Михаил тоже с интересом внимал словам старшего коллеги и невольно проникался уважением.
-Вот ведь человек, - думал Михаил,- и зрение почти потерял, и явно много перенёс в жизни, судя по абсолютно седым волосам, а ведь не сдался- бизнес ведет, с достойной женщиной встречается, да еще и детям помогает.
Нет, Михаил тоже был не прочь помочь людям, но обычно это касалось близких людей. А здесь - совершенно чужим детям. Вдруг откуда - то всплыло в памяти выражение «чужих детей не бывает». Всплыло и теперь постоянно прокручивалось в голове, будто кто-то постоянно его повторял.
Впрочем, потом Василий Степанович стал рассказывать про свой бизнес, связанный с небольшим производством изделий из металла, и Михаил, любивший слушать подобные истории, оживился и включился в разговор.
Поездку в интернат для особенных людей запланировали на следующий день. Совершенно неожиданно к многочисленной делегации, включающей и подростков - Даню и Лешего, решила присоединиться Лия. Уговоры мужа и Людмилы Петровны не помогали:
-Я должна туда поехать,- твердила Лия.
Ну что же, чтобы жена не нервничала и не расстраивалась, Михаилу пришлось согласиться. А Ира осталась помогать Людмиле Петровне с Машенькой. На том и решили, и с самого утра Василий Степанович и Анна Михайловна , взяв Лешего , двинулись к интернату. А с другой стороны к детскому заведению приближались Арсений и его команда.
Директор предупредила персонал, но к приезду гостей особенно не успели подготовиться, поэтому обстановка выглядела будничной. В оборудованном благодаря спонсорам кабинете массажа и ЛФК кипела работа. Каждый день здесь теперь работали два специалиста, помогая реабилитировать детей.
Медсестры вывезли неходячих детей на прогулку. Время летних отпусков и недостаток кресел не позволяло массово обеспечить всех детей полноценной прогулкой, но все же мёдсестры и нянечки старались в течение дня хотя бы по одному разу вывезти каждого ребёнка.
Леший издалека заприметил сестренку в коляске и побежал к ней. Даня поспешил за другом.
Аня чуть привстала с кресла навстречу брату и обвила его шею худенькими ручками. Леший схватил девочку в охапку своими сильными руками. Теперь она немного окрепла и могла больше двигаться, даже ползать на четвереньках. А это для ее диагноза был большой прогресс.
Даня с удивлением смотрел на друга- Андрюху-Лешего было не узнать- он совершенно преобразился и за счет сияющих глаз казался абсолютно счастливым. Хотя что казался - он таким и был в моменты встречи с сестрой. Даня терпеливо дождался, пока Андрей познакомит его с Аней. Девочка доверчиво посмотрела умными глазами на друга брата и улыбнулась, щуря голубые глаза на солнце. Светлые волосы выбившись из «хвостика» золотились в лучах. И Даня не смог сдержать улыбку:
-Настоящий ангел, - подумал он.
Тем временем, директор заведения обняла Анну Михайловну и Василия Степановича - за последние месяцы они стали ей такими родными, а жизнь в интернате потихоньку налаживалась. Однако она действительно удивилась, узнав о планах Арсения по отбору талантливых детишек. Женщина предупредила:
-Понимаете, дети здесь есть очень умные, но за ними нужен уход. Кто-то плохо двигается, кто- то часто нервничает. И самое главное - почти никто из них не видел ничего, кроме стен интерната и больниц, где их периодически обследуют.
-Вот это мы и хотим исправить, - бодро начал Михаил.
Заведующая покачала головой:
-Тут главное не навредить! Очень осторожно надо.
Постепенно, она показывала гостям все жилые комнаты интерната, а также учебные и лечебные классы. Дети с интересом рассматривали гостей, а Арсений и Лия в свою очередь вглядывались в их лица.
Конечно, на первый взгляд зрелище было не для слабонервных. Сложные формы ДЦП, аутизма и другие отклонения выглядят иногда пугающе для неподготовленного наблюдателя. Заведующая тихо сказала:
-Вы потом привыкнете.
В конце коридора находилась палата для тяжелобольных. Лия очень хотела туда зайти, несмотря на предупреждения заведующей. В конце концов, ей разрешили заглянуть под контролем медсестры. Анна Михайловна там уже была, а остальные решили воздержаться.
Через некоторое время Лия вышла вся в слезах:
-Они, они там просто лежат. Они никому не нужны.
Заведующая взяла женщину за руку:
-Не совсем так, не расстраивайтесь, мы поддерживаем их жизнь и надеемся на чудо. Некоторых возим на массаж, но мало кому из них он помогает. Слишком тяжёлые запущенные случаи. У нас нет ресурсов им по-настоящему помочь. Да и некоторые детки неизлечимы.
Все замолчали. Михаил обнял жену: —-Мы обязательно сделаем то, что в наших силах.
Читать первую часть трилогии Светотени