Легенды, связанные с румынской крепостью Поенарь известны всем, кто интересуется историческим Дракулой. Но мало кто знает, что благодаря этим преданиям появились современные мистические истории о крепости, которые можно рассказывать тёмной ночью у костра. Например, историю о неприкаянной душе утопленницы.
Критический взгляд на легенды
Румынская крепость Поенарь, которую часто называют «замок Дракулы», знаменита прежде всего из-за легенды об утопленнице. Эту легенду растиражировали американские авторы Рэймонд Макнелли и Раду Флореску в своих книгах о Дракуле.
Там рассказывается романтичная история о том, что в реку Арджеш возле крепости Поенарь бросилась с высокой башни жена Дракулы, не хотевшая оказаться в плену турок. Однако у этой легенды есть и другие варианты.
Есть версия, что это была не жена, а дочь Дракулы. Есть и третий вариант, согласно которому в реку с берега (не с башни!) бросилась местная крестьянка – «девица», никак не связанная с Дракулой, но она тоже не хотела оказаться в руках турок.
Все версии (и про жену, и про дочь, и про крестьянку) записаны со слов местных жителей в середине XX века, то есть это фольклор. Причём в научной экспедиции, которая собирала местный фольклор в 1969 году, принимал участие и американец Рэймонд Макнелли.
Макнелли прекрасно знал, что у истории с утопленницей есть варианты, но нарочно выбрал самый романтичный, а об остальных умолчал, ведь наличие вариантов могло разочаровать читателя.
Если историю об утопленнице публиковать с вариантами, то не получается как в мистическом романе или фильме, где у легенды всегда один вариант, а легенда в итоге оказывается правдой.
В реальности всё не так. Легенды – всего лишь легенды, и у большинства из них есть много версий с сильными различиями. Множество версий – одно из главных свойств фольклора. И если пытаться вывести некое среднее из всех версий, то получается «кто-то умер», а больше совпадений нет или почти нет.
Могильный крест на берегу реки
Именно потому, что «кто-то умер», на берегу реки Арджеш возле крепости Поенарь стоит металлический могильный крест. Его поставили относительно недавно – крест не ржавый.
Никаких пояснительных табличек на нём нет, однако он поставлен возле места, где по легенде упала в воду мифическая утопленница – либо жена Дракулы, либо его дочь, либо крестьянка.
Крест стоит на развалинах, которые остались от древней крепости даков, находившейся здесь в дохристианские времена. Развалившаяся стена относилась к линии нижних укреплений. Возможно, что именно эти развалины стали причиной утверждения, будто рядом, на вершине горы, в Средние века высился замок Арджеш, в котором Дракула прятался от турок.
Кстати, в легенде об утопленнице есть нюанс, о котором мало кто помнит: легенда гласит, что во времена Дракулы никакой крепости Поенарь не было – на той вершине, где сейчас находится Поенарь, было ровное место, зато на соседней вершине, на противоположном берегу реки, якобы стоял замок Арджеш.
Согласно той же легенде, на месте, где сейчас находится Поенарь, турки установили несколько пушек и обстреливали замок Арджеш. Оттуда же, с «утёса Поенарь», некий турок пустил в сторону замка стрелу с запиской, предупреждая о скором штурме. Как известно, стрела угодила в замковое окно и её подобрала жена Дракулы, а по другой версии – дочь.
Название Поенарь фигурирует в легенде только как название утёса, а башня, с которой будущая утопленница бросилась вниз, это башня замка Арджеш. Именно поэтому крест, который теперь поставлен на берегу реки, стоит возле дакийских развалин, то есть возле «останков замка Арджеш».
Даже версия, согласно которой утопилась крестьянка, допускает, что всё могло произойти возле тех же развалин. В версии о крестьянке самоубийца прыгнула «со скалы» и «соскользнула» в реку, то есть это была не отвесная скала, а скала с покатым склоном.
Гора, у подножия которой расположены дакийские развалины, имеет покатые склоны. И там есть выступающие из земли скальные породы.
Это обстоятельство позволяет поставить один крест сразу для трёх вероятных утопленниц (жены Дракулы, дочери Дракулы и простой крестьянки), хотя можно было бы поставить два: один – у развалин, а второй – примерно в 3 километрах выше по течению, где тоже есть скалы с покатым склоном.
А может, совпадение?
Казалось бы, зачем ставить у реки крест? Если история об утопленнице – фольклор, это значит, что никто на самом деле не умирал. Однако крест не бутафорский – настоящий. И явно рассчитан на то, что будет стоять долго, поэтому сделан из металла, а не из дерева.
Если бы крест ставили журналисты, чтобы отснять очередную передачу-страшилку, то поставили бы его в другом месте. Журналисты, которые пересказывают легенду об утопленнице, обычно всё путают, говоря, что Дракула прятался от турок в крепости Поенарь и что жена Дракулы бросилась с башни Поенарь. А здесь крест поставили люди, которые, что называется, в теме.
Но, может, это совпадение и крест не связан с легендой? Может, он поставлен из-за кого-то, кто утонул в реке недавно? Нет, исключается, ведь в реке Арджеш уже давно нельзя утонуть. С тех пор, как в середине 1960-х годов чуть выше по течению построили плотину Видрару, река Арджеш обмелела.
Теперь глубина в лучшем случае 0,5 метров, а то и меньше. А крест, судя по виду, поставили не ранее начала 2000-х.
Конечно, можно предположить, что крест поставлен в память об автомобильной аварии со смертельным исходом. Однако в Румынии в отличие от России нет традиции устанавливать возле дорог кресты в память о жертвах ДТП. К тому же крест стоит далеко от дороги.
Компания охотников за привидениями
Честно говоря, я могла и не заметить этот крест, если бы мне его не показали. Это случилось после того, как я побывала в крепости Поенарь, всё там осмотрела, спустилась с горы и ждала на обочине трассы, когда меня заберёт такси и отвезёт в гостиницу.
Был уже вечер, темнело, поэтому я удивилась, когда возле обочины остановились две легковушки, из которых вылезла компания местных: парни и девушки, всем около 20 лет.
В Румынии вся молодёжь знает английский, а по мне было сразу видно, что я туристка, поэтому они обратились ко мне на английском, тем более что я сама смотрела на них вопросительно. Я не понимала, что они забыли возле крепости Поенарь так поздно.
– Здравствуйте, – сказали они. – А вы откуда?
– Здравствуйте. Я из России.
– О! Как вам в Румынии?
– Очень нравится. Здесь очень красиво.
– Хотите осмотреть крепость?
– Я уже осмотрела. Жду такси, которое меня заберёт.
– А мы сейчас пойдём в крепость. Пойдёмте с нами?
– Но ведь крепость уже закрыта. И там охранник.
– Ничего. Мы знаем, как пройти с другой стороны.
Я подумала и отказалась. Солнце уже почти зашло. В темноте всё равно ничего не было бы видно. Всё, что я могла сфотографировать наверху, я уже сфотографировала. К тому же тогда следовало позвонить и отменить такси. А удалось бы мне через несколько часов, в ночи, вызвать другое? До гостиницы было порядка 25 километров. Пешком не дойдёшь.
Тогда у меня спросили:
– А вы сфотографировали крест?
– Какой крест?
Меня отвели на противоположную сторону дороги и показали могильный крест у реки, на дальнем берегу:
– Вон тот. Видите?
– О! Пойду сфотографирую. Спасибо.
Компания дружно отправилась в сторону Поенарь, а я отправилась быстренько фотографировать крест, чтобы не пропустить своё такси. Издалека в сумерках фотографировать не получилось бы. Следовало спуститься с дороги и подойти как можно ближе к реке. А если бы в это время за мной приехало такси и меня бы не обнаружило?
Я была так увлечена этой мыслью, что забыла спросить, что за крест мне посоветовали сфотографировать. Очевидно, это местная достопримечательность, которая связана с крепостью. Я рассчитывала, что найду информацию в интернете, но там ничего.
Отдельный вопрос: зачем местная молодёжь решила ночью идти в крепость? Охотиться на местных привидений? А если молодёжь при этом помнит про крест, он имеет отношение к привидениям? Например, к беспокойному духу утопленницы? Видимо, да.
Похоже, местные жители заигрались. Они верят, что утопленница, кем бы она ни была (женой Дракулы, его дочерью или простой крестьянкой), действительно существовала, и теперь её беспокойный дух обитает в долине реки, а возможно, по ночам посещает даже развалины Поенарь.
Автор статьи: Светлана Лыжина