Фильмы конца 80-х прошлого века, перестроечные, теперь смотрятся практически так же, как и фильмы 60-х - оттепель, стало можно то и это, режиссеры-сценаристы спешили рассказать, показать, объяснить то, о чём и без того знали все.
Но одно дело просто знать и помалкивать, и совсем другое - увидеть это на экране. Обсудить, поговорить, поужасаться и знать, что это уже можно - разрешили. Такое свойство у нас погодно-природное - то заморозки, то оттепель. Так интереснее. Если постоянно капель и тепло, то можно ведь и протечь...
Вот фильм "Будни и праздники Серафимы Глюкиной" - такая умилительная нелепица эта Серафима!
Она интеллигентна и терпелива, пуглива и вежлива, а народ-то вокруг будто с цепи сорвался. Уже не нужно изображать счастливых советских тружеников, мечтающих только об одном - увидеть победу коммунизма на всей планете. Уже можно орать, хамить, сбивать с ног, отмахиваться от просьб о помощи, - или наоборот, нагло требовать её от всех подряд.
Сима служит в музее имени собственного отца, подарившего городу большую и дорогущую коллекцию музыкальных инструментов, она экскурсовод. Она всем готова помочь, а ей даже спасибо мало кто говорит. Чужие дети и собаки, старик сосед и коллега-неудачник - все к Серафиме, а чего ей ещё делать-то?
Одинока, живёт себе в коммуналке, музыку обожает, литературу - типичная дама не от мира сего, из тех, кому и замуж-то выходить ни к чему, оно им скучно. Ей бы спасти кого-то или помочь, вот и любовь - к человечеству.
Но уютному мирку уже грозят и новые веяния, и новая начальница, мечтающая повыгонять из музея всех пожилых и некрасивых сотрудников, и дети её бесят, и даже цветки в горшках не нравятся. Начальница служила когда-то в органах или просто в компартии, дико скучает по тем временам, хочет порядка и строгости.
Это были будни. А потом наступили праздники.
Судьба подкинула Симе брутального хоккеиста Воронкова, грубого, угрюмого, злющего. Бывшая супружница завела себе хахаля, сынишку выдаёт строго по часам, из спорта его гонят по причине курения, да и возраст. А тут ещё и морду разбили во время матча!
Симе хоккей кажется каким-то нелепым варварством, она понять не может, чего хоккеист так убивается-то из-за возможной утраты этой дикости. Сам ведь жалуется - всё время напряжение, всё время страх. И в Швецию не берут. Без него команда поедет играть.
И Симе уже хочется ему помогать, спасать, утешать. Она даже готова протирать его автомобиль. А ему хочется, чтобы его кто-то любил. Просто так - не за награды и импортные шмотки из зарубежных поездок, не за славу и не за смазливую физиономию. А за него самого.
Но куда там, Симе это совершенно не нужно. Правильно ей сказала цыганка на улице - сама своё счастье убьёшь, гордая очень. Так и вышло - убила.
Он пытался неуклюже ухаживать, даже повёз в загородный ресторан. Он починил вешалку в прихожей и притащил ёлку к новому году. Он привык сам всё решать и совершать в своей мужской жизни. А спасительница-покровительница Сима понеслась к его тренеру хлопотать насчёт Швеции.
Возьмите мальчика, переживает же. Тренер и отказать не может этакой голубице, и согласиться никак невозможно - опозорит команду опять этот буйный Воронков.
А Воронков пытается объяснить Симе её глупость - не нужно всем угождать! Тебя за дуру держат, а ты и рада. В коммуналке живёшь всю жизнь и ничего-то тебе для себя не нужно, старая ты дева.
Ну, прогнала, конечно. Переживать ей некогда - старый сосед помер, нужно похороны устраивать. И вообще - нужно делать добро. Всем. Всегда. Просят или не просят - неважно, нужно делать.
А он приходил ещё потом, Воронков. Думал - помирятся. Но куда там. Разве можно. Ну он ключ от квартиры отдал и умчался на своей иномарке.
А потом к ней явилась душа помершего соседа. Стало понятно, почему она Глюкина. Хотя она и Глюка, конечно, обожает.
Ну вот, а душа-то и спрашивает - меня никто не искал? Сима такая - нет.
Хотя сын соседа был на похоронах. Сын когда-то отказался от репрессированного отца, врага народа, даже фамилию поменял. Неужели кристально честная Сима признается, что этот негодный сын явился проводить папу в последний путь? Да никогда.
Более того - она явилась к тому сыну, большому начальнику, и дала ему по морде. Это она вернула ему должок. Отомстила за папу.
Ей бы радоваться, а она прямо вся такая в слезах ушла в туман.
***
В главных ролях Алиса Фрейндлих и Николай Ерёменко-младший