В 2019 году, спустя 30 лет, я побывала в городе Сатпаеве Жезказганской области - городе моего детства. В 1956 году это был поселок городского типа, где шла большая комсомольская стройка. Со всего Советского Союза съезжалась сюда молодежь осваивать новые земли. 25 декабря 1973 года Никольскому присвоили статус города, а через пару лет и я родилась - новая горожанка!
Дома в Никольском возводили быстро. В области был свой комбинат крупнопанельного домостроения. Раз, два - и пятиэтажка готова! Тротуары, свежий асфальт без ям, побеленные к Первому мая бордюры, разметка на дороге, магазины самообслуживания... Для маленького населенного пункта очень современно!
Я любила это название - Никольский, а еще своей певучестью мне нравился наш домашний адрес: улица Луначарского, дом 169, квартира 39. После распада СССР адрес резко изменился. Из Никольского город превратился в Сатпаев, а Луначарского поменяли на Ердена. В 1992 году, по окончании 11 классов, уехала из Казахстана в Россию.
Почему Сатпаев? Откуда вообще взялось это название? Городу дали имя ученого, Каныша Сатпаева. Каныш Имантаевич изучал геологию. Получив диплом Томского технологического института стал горным инженером, а со временем дорос до президента Академии наук Казахской ССР.
Сначала Сатпаев относился к Жезказганской области, потом к Карагандинской, а с 2022 года вошел в состав Улытауской области. Здесь проживают чуть более 60.000 человек. Так как Казахстан медленно, но все же переходит на латиницу, в названии населенных пунктов уже присутствуют иностранные буквы. Окончательный переход на латиницу государство завершит к 2025 году. Зачем это Казахстану? Кто-то говорит, что таким образом страна покончит с советским прошлым и приблизится к Западу, а руководство страны уверено, что с переходом Казахстана на латиницу усилится связь с тюркоязычными странами.
В мое время здесь не было ни православного храма, ни мусульманской мечети. Их не так давно построили через дорогу друг от друга.
Город шахтеров стал чище и уютнее. Его старательно озеленяют. Люди воду не экономят. Жильцы первых этажей выбрасывают из окон шланги и поливают пирамидальные тополя, карагачи и клены. Вечером люди выходят из квартир, чтобы спастись в тени деревьев от 40-градусной жары.
Однажды, прогуливаясь на закате, мы вдруг услышали с сыном музыку. Это играл духовой оркестр. Вечерние бесплатные концерты во дворах пятиэтажек - один летних проектов местного ДК. До сих пор такого не было. Местные жители сами в растерянности.
На весь двор звучали знакомые всем мелодии от "В траве сидел кузнечик" до песен военных лет. Сначала зрители не аплодировали. Не знали, как реагировать на гостей с трубами и барабанами. Взяв ситуацию в свои руки, я крикнула: "Давайте похлопаем музыкантам!". И все захлопали.
Мы много ездили на такси. Стоило позвонить в службу, как машина уже появлялась под окнами. Автомобили смешные. Тут в качестве такси легко приезжают водители на разбитых "Жигулях". Однажды приехал белый "Мерседес", но ни чем не лучше старой "копейки". Машина урчала, фырчала, дребезжала, пока мы добирались до пункта назначения, но доехали, слава Богу. Водители приветливые. Всегда спрашивали, откуда мы и как живется в России? Видно, что люди проявляли искреннее любопытство.
Проезд в городском автобусе стоит 60 тенге. На российские деньги 12 рублей. Проезд в такси по городу - 750 тенге, это 165 российских рублей. Сатпаев - город шахтёрский. Люди хорошо зарабатывают, поэтому, многие ездят на такси. За квартал, но на такси!
В одной публикации все впечатления о городе не передать, поэтому, продолжение рассказа о Сатпаеве следует.