Найти в Дзене
Шпаковский вестник

Горы закаляют

10 лет занятий горным туризмом.

20 походов, из которых 3 – повышенной сложности.

2 000 километров пройденных дорог.

Это цифры личных достижений заведующей педиатрическим отделением стационара Шпаковской районной больницы Ольги Васильевой. Чтобы отдохнуть от приёмов и ведения больных, врач несколько раз в год находит время на походы. Недавно Ольга вернулась из Сибири. Вместе с группой единомышленников реализовала поход второй категории сложности. 16 дней команда жила в суровых условиях тайги. Путь осложняли отсутствие троп, портившаяся погода, буреломы, броды, болота и рои прожорливых насекомых, которых не останавливала никакая защита.

Как увлечение помогает в работе, а работа увлечению, как вести себя, если встретишь медведя, какие опасности и радости таит туризм – об этом и многом другом в нашем интервью.

– Ольга Александровна, Вы недавно вернулись из похода по Сибири. Насколько было сложно?

– Очень. Пожалуй, из всех моих путешествий это было самым непростым, несмотря на то, что у похода была только вторая категория сложности.
Начался маршрут с долины реки Средний Сакукан. Переход до ГУЛАГА преодолевали три дня, затем выдвинулись в сторону ручья Медвежий. Прошли перевал Медвежий и продолжили движение по долине реки Ледниковой в сторону перевала Тарбаган. Спустились с перевала Тарбаган в долину реки Изумрудной и прошли перевал Проходной, затем – двинулись в долину реки Озёрной и долину реки Левый Сагыкта. Дальше направились к перевалу Верхнесакуканскому и перешли в долину реки Верхний Сакукан. И наконец, достигли цели – урочища Чарские Пески. Это своего рода Сахара в Забайкалье.


Перечисление точек маршрута заняло у меня минуту, а в реальности поход длился 16 дней.
Так случилось, что мы приехали в хорошие погодные условия. Долину реки, перевалов ещё мы не достигли. Кругом леса, лиственницы. Но оказалось, что в тайге осень наступает в июле. Уже на третий день похода пошёл дождь. Сначала он довольно быстро прекращался, а потом стал нашим постоянным спутником на все оставшиеся дни. Дождь не заканчивался никогда.


В Кадарском заповеднике из-за сложного рельефа местности реки имеют горный характер с быстрым течением и крутым падением. Когда идёт дождь, они выходят из берегов. Их не перейти и не перескочить. А нам надо. Приходилось искать места, где это возможно. Все мокрые, снаряжение из-за влаги становится ещё тяжелее. Для понимания – обычный женский рюкзак весит 27 килограмм, мужской – 40. Нет троп, нужно пробираться по буреломам. Мы в походе практически не снимали резиновые сапоги по пояс, но нам это слабо помогало.
Весь поход нас также сопровождал огромный рой насекомых. Мы шли – и этот рой вместе с нами. Мошки, слепни, комары залазили под одежду, под часы, везде, где только можно было. Не спасали ни накомарники, ни специальное обмундирование.
Дальше был длительный переход до озера Алёнушка, переход к реке Средний Сакукан, где нас забрали сотрудники МЧС, переправили через брод, потому что обратно сами мы бы не прошли.
В общем, все, что могло быть плохого в походах, с нами в этот раз случилось.

– В тайге встречали медведей?

– Я лично нет. Только возле палатки видела следы. Была такой уставшей, что ничего не слышала. А четверо ребят видели. Выходят – а зверь в сорока метрах. Знаю, как себя вести, когда встречаешь медведя. Нужно поднять над собой рюкзак, чтобы стать выше зверя. Он не станет нападать на того, кто больше и выше его самого. Также нужно кричать, тарабанить – отпугивать, в общем.
– Вы занимаетесь горным туризмом профессионально. Как пришли к этому увлечению?

-4


– Случайно оказалась в компании на дне рождения, которое проходило в виде туристического слёта. Органично вошла в коллектив и уже через полгода начала снаряжаться, чтобы отправиться в поход, хотя раньше никогда в жизни этого не делала.
Несколько лет назад прошла переподготовку, теперь я инструктор-проводник по альпинизму и горному туризму. Нас учили пользоваться карабинами, жумарами* и верёвками, топографическому ориентированию, оказанию первой помощи. Мы изучали, что необходимо с собой брать в горы и как себя там вести, как помогать попавшим в беду людям.
Я хожу в туристические походы, не в альпинистские. У альпинистов более сложные походы 5-6 категории сложности. Хотя, попытка сходить в «пятёрку» у меня была. Другой рельеф и необходимо пользоваться специальными средствами снаряжения, уметь провешивать верёвки и не только...Хотя навыки у меня есть. Могу жумарить с помощью специального устройства, могу дюльферить**. Сейчас уже сама обучаю – читаю лекции в Школе туристического мастерства при Федерации спортивного туризма СК об оказании первой помощи в горах, выезжаю с обучающимися группами на туристические слёты.

– Как инструктор-проводник Вы можете водить людей в походы самостоятельно?

-5


– Совершенно верно. Есть туристические походы – когда вы идёте дружеской компанией. А есть коммерческие, когда необходимо сопровождать людей, которые приезжают из разных городов и впервые видят друг друга. Это очень интересно и сильно отличается от дружеских походов. В коммерческом ты для группы и папа и мама. Где-то кто-то быстрее идёт. Кто-то поехал на ратраке***. Бывает, случаются галлюцинации от нехватки кислорода. В коммерческих группах люди платят деньги, но всё равно есть правила и порядки. Лучше одному человеку остаться на базе, чем всей группе из-за одного человека не дойти до цели. Когда я вожу группы, то не церемонюсь, не беру человека, которому может стать плохо.
Есть очень хорошее выражение: «Ни одна гора не стоит человеческой жизни!» Она стояла тысячу лет и ещё простоит. Не получилось, получится в следующий раз.

– Куда водите группы? Наверное, на Эльбрус?

– Эльбрус – это вообще моё самое любимое. Там я знаю все маршруты. Внизу ты оставляешь свою самоуверенность и дальше слушаешь эти величественные и красивые горы. И не всегда они пускают. Меня Эльбрус пустил с первого раза. С 2016 года я семь раз восходила на Эльбрус. Словами невозможно описать это ощущение радости и восторга, когда ты оказываешься на вершине горы.

-6
-7

– Как происходит восхождение?

– Обычно мы собираемся под Пятигорском. Там проходит первый день. Люди выбирают прокатное снаряжение, знакомятся, проходят инструктаж, подписывают документы. Потом едем в Приэльбрусье, останавливаемся в гостинице Терскол. На второй день идём к водопаду «Девичьи косы». Эта высота где-то 2800 метров над уровнем моря. Вечером всё обсуждаем, оцениваем физическое состояние людей. Кому-то уже на этой высоте становится тяжело дышать, потому что уже высоко, горы.
На следующий день у нас выход на гору Чегет, высота 3769 метров. Там есть несколько станций («Ай» высота 2750 метров и «Чегет 3», высота 3050 метров), на которых можно акклиматизироваться.
На следующий день со всем снаряжением выезжаем на поляну Азау(высота 2200м). Там находится канатная дорога. Добираемся вверх до базовой станции Гара-Баши (высота 3874м), живём в знаменитом приюте Бочки, это лагерь, состоящий из нескольких строений цилиндрической формы – в них есть электричество, но нет воды. Зато можно зарядить телефоны. Эта высота уже 3800 метров. Базовая станция и последнее место, от которого нужно идти своим ходом, никто тебя не довезёт. В этот же день выходим на акклиматизационный выход – до приюта одиннадцати****, у него высота 4100. Обычно мы поднимаемся немного выше – на 4200. Пьем чай, привыкаем к этой высоте.
Выходы делаются не просто так. Человек должен побыть на разных высотах, привыкнуть к разрежённому воздуху. Спускаемся. Чтобы организм привык к подъёмам и спускам, повторяем несколько раз. Следующий выход – на скалы Пастухова. Высота 4700 метров. Следующий день – ледово-скальные занятия. Учим группы ходить в связке, пользоваться ледорубами, палками, кошками, правильно ставить ноги при ходьбе в кошках, правильно «зарубиться» при падении.
Наступает день тишины. Люди восстанавливаются, пьют чай. И в ночь – штурм вершины. Весь поход от начала до конца занимает 7-8 дней. Редко 9 и больше, если погода плохая.
Я восходила семь раз на самую вершину. Один раз со стороны Грузии. Причём на обе вершины: Западную – 5642 метра и Восточную – 5621. Зашла на Казбек со стороны Грузии. Высота - 5033.

-8

– Почему не всегда удается покорить вершину?

– Есть очень хорошая фраза у писателя Арлена Блума: «Вершину нельзя покорить, ты стоишь на ней считанные минуты, а потом ветер сметает твои следы». Альпинисты не говорят «покорить вершину». Ты можешь только в гости туда сходить. Гора либо принимает человека, либо нет.
– Бывали случаи в горах, когда профессия медика Вам пригождалась?

-9

– Однозначно. В каждом походе случаются банальные потёртости, мозоли, укусы насекомых, солнечные ожоги. Не редко одышка, обострение хронических заболеваний. Для этих случаев в аптечке предусмотрен набор медикаментов. Важно подобрать правильную обувь, снаряжение, взять с собой солнцезащитный крем с высокой степенью защиты и репеленты.
Бывали и другие происшествия. В одном из походов человек сломал ногу. Перелом был непростой. Боль была сильной - два укола обезболивающего помогли унять мучения. Человек шёл ещё два перевала, так как не было возможности сойти с маршрута. Это ещё раз доказывает, что горы не терпят слабых духом людей.

-10


К сожалению, были и трагичные случаи. Я как медик ничем не могла помочь, потому что находилась далеко. В 2019 году был поход по Западному Кавказу пятой категории сложности, а всего их шесть. Категория сложности определяется рельефом, трудностью и высотой перевалов, протяжённостью маршрута. Пятая и шестая категории только для альпинистов. Жизненно важны навыки провешивания веревок, работы со снаряжением, умения подниматься и спускаться со страховкой и без неё. Я тогда решила себя испытать. Поход планировался разделиться на относительно лёгкую и сложную части. Менее опытные туристы должны были в определённый момент сойти с маршрута.

-11


В походе наша группа из 12 человек уже прошла около 10 дней пути. У перевала Гаралыкол Северный сложностью 2Б (высота 3410) горы стали вести себя непредсказуемо. Утром светит солнце и тут же налетает ветер со снегом, дождём и градом из острых льдинок. Погода усугубляет прохождение. Руководитель понимает, что группа по времени не пройдёт. Он разделяет нас на две группы. Четвёрка туристов идёт перевал Курумный. Восьмёрка более опытных отправляется на Гаралыкол Северный. Как показала оставленная пре-дыдущей группой записка, этот перевал проходили 10 лет назад. Оставалось дойти всего двадцать метров, когда на одного из участников упал кусок скалы размером с холодильник. Произошла тяжелейшая черепно-мозговая травма. В той пятёрке находился врач-реаниматолог, но и он помочь не смог. Пятёрка так и не преодолела перевал. Они начали экстренно спускать пострадавшего, но не успели. Он скончался через 40 минут. Группа осталась с телом. Отправили самого быстрого вниз за спасателями.
Так что бывает всякое. Человек был подготовлен, проходил переход в защите. Но ему просто не повезло. Просто, роковое стечение обстоятельств.

– После таких случаев не возникает желания бросить сложное и опасное увлечение?

– Иногда в походах приходит мысль – что я тут делаю? Но сомнение быстро проходит. Потому что невозможно не стремиться вновь к этому ощущению свободы и отрешению от мирской суеты.

-12

Походы закаляют и делают устойчивой ко всем бытовым невзгодам. Каждый поход – это порция адреналина. Когда ты стоишь на грани выживания, то ко всем мелким бытовым невзгодам начинаешь относиться философски. В горах ты всё время преодолеваешь себя – свои страхи, усталость, лень, голод, холод, иногда боль. Год проходит, и я начинаю скучать по ощущениям, хотя эмоции не всегда положительные. Но когда ты видишь перед собой всю красоту и величие гор, когда рядом с тобой единомышленники, это придает неимоверную уверенность в себе и в своих силах.

-13


Горы меняют, закаляют и заряжают. Там радуешься не только красоте видов, но любому маленькому достижению. Например, прошёл простой перевал, и уже чувствуешь в себе огромную силу.
– Горы помогают в обычной жизни и в работе?

-14


– Я имею дело со здоровьем и жизнями деток. В этой профессии нельзя не иметь стержня, характера, упорства, самостоятельности в принятии решений. При всей моей любви к деткам порой в работе нужно отбрасывать эмоции и принимать холодные решения. Как и в горах, когда назад дороги нет.

-15


– Сколько лет Вы уже в профессии?

– 15. Знала, что буду врачом с первого класса.
В моей семье есть врачи. Всю жизнь общалась с людьми из медицинской среды. В выпускном классе, пока другие бегали на дискотеки, корпела над учебниками, ходила на подготовительные занятия, за что спасибо моим родителям.
После окончания медицинской академии пришла работать в Шпаковскую ЦРБ, тогда главврачом был Владимир Иванович Кошель. Я была полна сил, энергии, работала на участке и при этом дежурила в стационаре. После декрета перешла в третью поликлинику Ставрополя.
Потом в селе Надежда по программе «Земский доктор» с удовольствием отработала шесть лет. После заведовала педиатрическим отделением в медицинском многопрофильном центре. Но бумажная работа не для меня. Мне нужен стационар и работа с пациентами. И я снова вернулась в Шпаковскую районную больницу уже при Иване Владимировиче Кошеле. Работала врачом экстренной помощи, это дало невероятный практический опыт. И уже после перешла на должность заведующей стационара. Очень рада быть на этом месте, своей профессией увлечена ничуть не меньше, чем горами.
Ирина СИРИНА,
фото из личного архива Ольги ВАСИЛЬЕВОЙ



Наша справка:
*Жумар – элемент снаряжения альпинистов, спелеологов, спасателей, скалолазов, промальпов, применяемый в верёвочной технике для подъёма по вертикальным перилам. Жумар представляет собой механический зажим кулачкового типа для подъёма по верёвке.
**Дюльфер – один из относительно безопасных способов спуска по верёвке на крутых участках горного рельефа, введённый в практику в начале XX века альпинистом Гансом Дюльфером.
***Ратрак – специальное транспортное средство на гусеничном ходу, используется для подготовки горнолыжных склонов и лыжных трасс.
****«Приют одиннадцати» – гостиница для альпинистов на горе Эльбрус на высоте 4050 метров над уровнем моря. В течение 60 лет была самой высокогорной гостиницей СССР и России. Располагалась на юго-восточ-
ном склоне горы Эльбрус. Гостиница успела послужить Академии наук СССР, многим альпинистам. В 1988 году произошел пожар, знаменитая гостиница сгорела и не подлежала восстановлению.

Горы
2305 интересуются