Благодаря этим боям я значительно повысил свой личный счет сбитых немецких самолетов. Кроме того, еще несколько машин врага мне удалось «свалить» во взаимодействии с другими летчиками нашей части.
"День в день 80 лет назад". Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали. И те, затаённые обиды, запертые в пыльных шкафах на западе, передаются с генами потомкам. Теперь они ищут реванша сегодня...
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 28 июля 1943 г., среда:
Вертикальный маневр
Начиная войну на сравнительно тихоходных самолетах старых типов, наши летчики в процессе освоения скоростной материальной части нередко прибегали, в силу укоренившихся навыков, к пассивному бою на горизонтальном маневре. Это в значительной мере снижало боевые качества наших машин и подчас отдавало в руки противника инициативу боя.
Горизонтальный маневр (вираж) непригоден для материальной части, имеющей высокие летно-тактические качества. В этом случае он несовместим с наступательным темпом воздушного боя. Теория «замкнутого круга» была необходима при работе на самолетах, обладавших хорошей маневренностью, но малой скоростью. Теперь же она отжила свой век и становится явно невыгодной. Изучив прием «замкнутого круга» на скоростных машинах, противник одной-двумя парами «МЕ-109ф» может связать целую группу наших истребителей. Он станет производить стремительные атаки снизу и сверху, разбивая круги, поражая отдельные оторвавшиеся самолеты. Кроме того, связав наш патруль «каруселью», истребители противника могут обеспечить работу своих бомбардировщиков.
В качестве примера можно привести полет четверки истребителей во главе с лейтенантом Федоровым. Она прикрывала передний край наших наземных войск. Заметив четыре истребителя противника, Федоров со своими летчиками стал в круг. Пара «Мессершмиттов» атаковывала их по вертикалям, а вторая пара связала боем соседний патруль. Приняв оборонительный горизонтальный бой, наши летчики были связаны по рукам, и бомбардировщики противника безнаказанно выполнили свою задачу. В этом бою наши истребители не понесли потерь, но в то же время они не обеспечили прикрытия неземных войск. Это произошло из-за неправильного решения ведущего, применившего вместо наступления на вертикалях горизонтальный маневр для самообороны.
Изучая опыт боев и тактику, применяемую противником, мы пришли к выводу, что нужно наиболее полно использовать все качества нашего самолета типа «Яковлев». Наши летчики серьезно занялись изучением материальной части и ее летно-тактических данных, старались в совершенстве отработать технику пилотирования на скоростной машине. Они на практике убедились, что «Яковлев» ни в чем не уступает любому из истребителей противника на вертикальном маневре и значительно превосходит их на горизонтали.
Переход от горизонтального маневра к вертикальному начался в нашей части с реорганизации боевого порядка и более широкого использования радиосвязи в полете. В качестве одного из примеров боевого порядка для ведения боя на вертикалях я приведу эшелонирование истребителей по высоте на величину боевого разворота и в глубину до 1—2 километров. Основывая всю работу на действиях парных патрулей и организовав четкое взаимодействие между парами, мы добились немалых успехов. Эшелонирование по высоте парализовало вертикальный маневр немцев, и когда «Мессершмитты» пытались атаковать одну из наших пар, они сами немедленно подвергались атаке второй пары, находившейся выше их. При попытке истребителей противника уйти от удара вверх они попадали под огонь верхних пар. Этим мы заставляли немцев уходить переворотом вниз, но там их тоже ожидали наши пары. Такой боевой порядок позволяет парам истребителей свободно вступать в бой на вертикали по мере наращивания наших сил, а также связывать боем подходящие подкрепления противника, который уже не может достигнуть внезапности нападения.
В подтверждение того, что самолет «Яковлев-1» может с успехом вести бой против немецких истребителей на вертикалях, я хочу разобрать несколько воздушных столкновений, участником которых довелось быть и мне. Благодаря этим боям я значительно повысил свой личный счет сбитых немецких самолетов. Кроме того, еще несколько машин врага мне удалось «свалить» во взаимодействии с другими летчиками нашей части.
Однажды восемь истребителей «ЯК-1» под командой гвардии старшего лейтенанта Павлова находились в свободном полете над линией фронта. В воздухе появилось 6 «МЕ-109ф» и «МЕ-109г». Павлов приказал первой своей четверке атаковать эти истребители противника, а вторую повел в сторону солнца с набором высоты. Набрав высоту, Павлов заметил ниже себя еще четыре истребителя противника и парой пошел в атаку на них. Вторая пара четверки прикрывала действия Павлова и была готова вступить в бой, если бы этого потребовали обстоятельства.
Один из четырех «Мессершмиттов» был сбит парой Павлова. Остальные, захваченные врасплох, пытались уйти переворотами, но, заметив, что наши истребители широко используют вертикальный маневр, они изменили своей обычной привычке и не стали вновь набирать высоту в стороне, а перешли на бреющий полет и скрылись. Лишив первую шестерку «Мессершмиттов» подкрепления и заставив ее уйти из района боя, Павлов оставил прикрывавшую его пару на прежней высоте для наблюдения за воздухом, чтобы противник не мог ввести в бой новые силы. Сам же поспешил на помощь первой своей четверке и атаковал немцев сверху и сзади. Еще один вражеский самолет был сбит. Остальные «Мессершмитты» рассыпались и резким пикированием вышли из боя.
В другой раз я лично вел группу «ЯК-1» на задание. Над территорией, занятой противником, в 70 километрах от линии фронта, мы навязали бой восьми «МЕ-109ф» и двум «ХЕ-113». Бой начался на высоте 600 метров и закончился на высоте 3000 метров. Немцы, видя, что вертикальный маневр не дает им преимущества, переходили на горизонтальный, но ни в одном случае не смогли выйти из-под удара. Наша группа сбила четыре и подбила два «Мессершмитта», вернувшись без потерь на свой аэродром. В ходе боя мы так регулировали режим полета, что в необходимых случаях оставалась запасная мощность мотора, для нагона противника на вертикали.
Отличные летные качества самолета «Яковлев-1» позволяют ему быть комбинированным истребителем, способным успешно вести бой и против истребителей, и против бомбардировщиков неприятеля. О том, какую опасность представляет собою для немцев «ЯК-1», можно судить по результатам недавнего боя, проведенного группой гвардии старшего лейтенанта Горбунова. Возглавляя шестерку, Горбунов, и гвардии майор Шевченко прикрывали боевые порядки наших наземных частей. В воздухе появились восемь «Мессершмиттов», пытавшихся расчистить воздух для своих бомбардировщиков. Гвардии майор Шевченко в паре с лейтенантом Канкошевым сковал истребители противника на вертикальном маневре и оттянул их от поля боя... В это время появилось около 100 вражеских бомбардировщиков. Четверка ЯКов под управлением Горбунова врезалась в строй бомбардировщиков типа «Ю-87» и разогнала их, заставив немцев сбросить бомбы над своими же войсками: Пара Шевченко — Канкошев, обеспечившая действия группы Горбунова, сумела отлично справиться со сковыванием восьми истребителей противника и даже сбила один из них. А Горбунов со своей четверкой нагнал панику на сотню «Юнкерсов» и заставил их ретироваться с поля боя, Причем два бомбардировщика были уничтожены.
Практика показала, что самолет «Яковлев-1» обладает такими боевыми качествами, которые позволяют нашим летчикам-истребителям вести успешный бой с противником на вертикальном маневре и держать в своих руках инициативу боя. Герой Советского Союза гвардии капитан (Николай НАУМЧИК). ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Президентскими грантами, мы продолжаем публикации проекта "День в день 80 лет назад". Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1943 год. Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.