Сегодня состоялось наше первое занятие с психологом от соцзащиты. Через два с половиной месяца после обращения! Напомню, что пришла я к ним примерно 20 мая. Аж на 19 июня было первое свободное окошко для подачи документов для утверждения годовой программы психолого-педагогической помощи сыну. Потом дней 10 рассматривали документы. Потом психолог была в отпуске. И вот, наконец-то, звёзды сошлись...
Сын идти на занятие не хотел, но смирился и просил, чтобы я присутствовала.
На занятии моё присутствие не возбранялось, но оно велось без моего активного участия. Психолог взаимодействовала практически исключительно с ребёнком.
По обыкновению, сын на прямые вопросы отвечать не стал. Психолог пыталась вывести его на диалог с помощью игрушки, но тот всё равно смотрел, улыбался, немного стеснялся, но ничего не отвечал. Потом всё же немного разговорился. Членов семьи представил не по именам, а по придуманным им прозвищам (папу зовут Лев, а маму - Кошка). Рассказал, что живёт в очень высоком доме на "шешнадцатом" этаже.
Занятие было диагностическим, и специалист провела его в виде известного теста с игрушками. Вот конкретное и понятное задание выбрать фигурки, похожие на членов семьи, Илюшку заинтересовало. Он с интересом выбирал фигурки и в процессе отвечал на вопросы.
Фигурку, которая будет символизировать его самого, он выбрал быстро.
Психолог позже заметила, что выбранная игрушка намекает на то, что сын ощущает себя старше своего возраста.
Мой прототип тоже был выбран моментально (из целой кучи Барби-образных куколок).
Честно говоря, не думала, что именно так выгляжу в глазах сына :-/ Так-то я тощая и высокая и хожу чаще всего в шортах и футболках, а вот поди ж ты! Психолог сказала, что это типаж крестьянки и для сына я в первую очередь тот человек, который обеспечивает быт: покормить там, напоить.
Дольше всего сын выбирал папу. Его внимание сразу же привлёк вот этот тип...
Но, взяв его в руку, Илюша заявил: "Это не похоже на папу". Потом выбрал другую фигурку, потом ещё одну, но каждый раз заключал, что они на папу тоже не похожи. Долго изучал поднос с мужскими фигурками, но никак не мог выбрать того самого папу. Наконец, психолог предложила ему достать глиняные фигурки без лица, предлагая представить, что сейчас темно и лица папы не видно. Но сын всё-таки остановился на самой первой фигурке.
Сестрёнку он выбрал с первого взгляда.
Но потом, выбирая других членов семьи, вдруг заменил её на аналогичную, но покрупнее. Потом снова на ту, что поменьше. Психолог сказала, что это довольно редкий случай и он говорит об Илюшкином амбивалентном отношении к сестре, о том, что он не может для себя определиться, насколько большую роль она играет внутри семьи.
Дедушка был выбран быстро.
Обе бабушки тоже.
Моей маме опять не повезло.
Он и так наградил её не слишком благозвучным прозвищем "Носорог", а теперь и фигурку выбрал прямо скажем не комплиментарную :)
Фигурки были поставлены в большой лоток с песком. Вскоре в их доме наступила ночь (с подачи психолога сын выключил свет-солнце и включил торшер-луну), и Илюше было предложено выбрать подушки для сна каждому члену семьи.
Мне, то есть маме, досталась красная. Папе - чёрная. Себе сын выбрал серую. Сестре, а потом и моей маме он дал синие подушки, а потом поменял их местами: "Они поменялись". Психолог сказала, что этот факт - какая-то информация к размышлению, но я ума не приложу, на что бы это могло намекать. Дедушке досталась жёлтая подушка. Вот не помню точно, какую он выбрал для второй бабушки (не чёрную, не серую и не синюю, это точно).
Любопытно, конечно, было видеть, как сын расположил фигурки относительно друг друга. Я лежала с одного края, муж - с другого. Свою фигурку сын поместил между мной и дедушкой, который всё норовил лечь на бочок, повернувшись к Илюше.
Потом психолог сложила три прямоугольных бруска один на другой и предложила сыну разместить в комнате комод. Тот поместил каждую деталь отдельно возле разных членов семьи и сказал, что комодов не хватает, каждому нужен свой. Со слов психолога, это говорит о том, что сын подошёл к заданию очень творчески и что понятие границ и своего-чужого у него развито хорошо.
Дальше она стала развивать рассказ, и в комнате появились картинки, символизирующие разные эмоции - интерес, веселье, обиду, стыд, злость. Но интереса к фабуле рассказа сын не проявил, его больше интересовал торшер-луна. По моему, он не особо понял, что обозначали эти картинки. Я не первый раз обращаю внимание, что более-менее длинные монологи он пропускает мимо ушей.
Потом психолог пыталась определить, какими эмоциями он руководствуется сам, предложив раскрасить картинки разными цветами и расположить их в проекции разных частей тела. В область головы сын поместил Стыдинку и Обидку, но психолог заметила, что к этому моменту испытуемый уже заметно устал и, возможно, расположил картинки наобум.
В конце занятия она заключила, что в целом всё неплохо и соответствует возрасту. Немного удивила её грамотная и достаточно развитая (её слова) речь сына, потому что по моему описанию его она ожидала увидеть задержку речевого развития. Ещё сказала, что, судя по проведённому тесту, отношения в семье достаточно гармоничны. Фигурки соразмерны, расположены единой группой. Правда, мне бросилось в глаза, что они все такие корпулентные и только себе сын выбрал фигурку стройного мальчика :)
Занятия будем продолжать раз в неделю. Сын на выходе заявил, что занятие ему очень понравилось.