Интересно, что любимой оперой одного из самых загадочных писателей XX века считался «Фауст» Шарля Гуно – эту оперу Михаил Булгаков слушал минимум 41 раз! Любовь к музыке передалась ему от матери, Варвары Покровской, а потому с самого раннего детства будущий писатель знал практически все об оперных театрах. Кстати, «Фауст» звучит в его произведении «Мастер и Маргарита». На это намекают эпиграф, взятый из произведения Гете, а также имя главной героини.
Обратим внимание на говорящие имена, ведь и в них звучат отголоски музыки. Коровьев имел прозвище «Фагот», что отсылает нас к духовому инструменту. Директор Варьете — «Римский», ассоциативно близкий к имени композитора Николая Римского-Корсакова. А как назвал М. Булгаков профессора медицины? Тут и расшифровывать не нужно — «Стравинский». Интересно, что Михаил Булгаков самого Берлиоза связывал с Гектором Берлиозом, и даже здесь получается очень складно, ведь этот композитор является автором драматической легенды «Осуждение Фауста».
Отсылки к «Фаусту» звучат и в знаменитой «Белой гвардии» Михаила Булгакова. Вспомним момент, где брат Елены Турбиной-Тальберг уходит на войну:
Пианино показало уютные белые зубы и партитуру Фауста там, где черные нотные закорючки идут густым черным строем и разноцветный рыжебородый Валентин поет: «Я за сестру Тебя молю, / Сжалься, о, сжалься Ты над ней!»
Узнали? Здесь звучит каватина «Dieu clement, o Dieu d'amour!» («Бог всесильный, бог любви!»).
Если вы так же, как Булгаков, не можете жить без музыки в слове, приглашаем стать частью современного литературного процесса!