Постапокалипсис - это то, что происходит после апокалипсиса. (Внести в золотой фонд цитат). Сам по себе апокалипсис - это любое событие, ведущее за собой глобальные катастрофические последствия для всего земного шара (хотя Земля вообще-то плоская) либо для значительной его части, приводящее к разрушению привычной нам развитой цивилизации. Вариации апокалипсиса могут быть самыми разными, но есть пять основных:
1) ядерный (война между Россией/США, СССР/США, США/Китаем, Северной Кореей/Ираном);
2) пандемический (новый штамм Эболы, зомби-вирус, в конце концов - паразитический гриб, проросший из Ленина);
3) техногенный (отравление атмосферы вредными токсинами, переизбыток мусора);
4) природный (глобальное потепление/похолодание, извержения вулканов, землетрясения, цунами, падение астероида);
5) стёбно-иронический (глобальное отупение, обратная эволюция; может сочетаться со всеми остальными).
Тип апокалипсиса накладывает свои особенности и на то, что происходит непосредственно в постапокалипсисе.
Так, для ядерного характерны руины, пустоши и, само собой, зоны радиоактивного заражения, вкупе с большим количеством людей, имеющих раковые или лучевое заболевания, а также, разумеется, мутантов, вроде двухэтажных крыс или черепахо-кенгуру (не суть, что подобные мутации в действительности невозможны: постапокалипсис в большинстве случаев сопряжён с фантастикой).
Выжившие люди сбиваются в общины, укрепляя свои лагеря всеми подручными средствами. Образуются враждующие между собой группировки. (Несмотря на жёсткий дефицит боеприпасов и людских ресурсов, ведут перманентную войну двести лет и будут воевать ещё пятьсот). По пустошам шастают банды, гоп-стопя всяких альтернативно одарённых, которым вздумалось туда попереться (судя по тому, как жирненько эти банды живут, альтернативно одарённых очень немало). Банды состоят из харизматичных безумцев и управляются самыми харизматичными и самыми безумными; в какой-то момент повествование скатывается в дикий экшон с погонями и перестрелками на монструозном транспорте, собранном изо всякого хлама, но со вкусом и стилем. Если у вас такого не будет - не быть вам великим тварьцом.
Для пандемического характерны всякого рода зомби, которых, чтоб никто не догадался, авторы именуют совершенно по-разному, но суть одна - лишённые разума ходячие мертвецы, демонстрирующие крайне агрессивное поведение и поедающие человечину. Выжившие сбиваются в вооружённые группы и либо передвигаются по миру на транспорте, стараясь нигде подолгу не задерживаться, либо строят укреплённые лагеря, регулярно отражая нападения орд зомби, пока те, в конце концов, все укрепления не сметают и не губят всех обитателей лагеря (кроме ГГ). В какой-то момент повествование скатывается в дикий экшон с борьбой группы самых крутых и живучих героев против несметных полчищ мертвецов (в ходе которой погибают почти все персонажи, за исключением ГГ и ещё какого-нибудь инвалида). Если у вас такого не будет - не быть вам великим тварьцом.
Техногенный и природный виды постапокалипсиса объединяют депрессивные и меланхоличные мотивы. Немногочисленные выжившие кочуют по миру в одиночку или малыми группками, ввиду голода прибегают к каннибализму, никакого проблеска света и надежды не обнаружено, хэппи-энда нет, как и экшона. Короче, не для быдла.
Стёбно-иронический - это "Идиократия".
К слову, постапокалипсис возможен и в фэнтези. Но там сильно своя атмосфера.
Особняком стоит русский постапокалипсис - традиционно ядерный и традиционно подразделяющийся на произведения для быдла и для небыдла.
Произведения для быдла характерны экшоном на руинах постъядерной Москвы с мутантами, бандами и киборгами. Могут задействоваться попаданцы - как правило, главный герой в таком случае является бойцом спецназа ВДВ-ФСБ-ДПС-ЗППП, который в своём мире вступил в неравный бой с техническим спиртом и так оказался в постапокалиптическом будущем.
Произведения для небыдла характерны депрессивно-безнадёжными мотивами, размышлениями о сути бытия и бухичем в промышленных масштабах. (Не смотри, что герои еле выживают, а время подумать о вечном и побухать у них всегда находится; причём занимаются они этим бо́льшую часть времени).
Если же говорить об американских произведениях, в последнее время там набирает популярность хард-постапок. Характеризуется тем, что герои, находясь в крайне враждебной среде и, по идее, должные в первую очередь заботиться о том, чего бы сегодня поесть, бо́льшую часть времени погружены в размышления о своей ориентации, гендерной идентичности и местоимениях, которыми к ним следует обращаться. В общем, своя атмосфера там ещё сильнее, чем в фэнтези-постапоке и русском постапоке для небыдла.
Если хотите издаваться в России, от хард-постапока лучше воздержаться - скрепы (и здравый смысл) не простят. Если хотите издаваться на Западе - то, наоборот, это ваш единственный путь к признанию в высшей культурной среде и получению литературных премий. Если хотите издаваться и там, и там... у меня для вас плохие новости.
В общем, рабочие и проверенные временем шаблоны примерно таковы. Просто следуйте им - и всё будет замечательно.
Смотрите также: