Найти тему
МИРный воитель

Быть человеком - смысл серии игр "Метро"

Да, именно игр. Потому что в книгах гуманистическая тема хоть и присутствует, но именно в играх она стала основной, красной нитью проходит через всю игровую трилогию, подаётся через сюжет, арки персонажей и даже игровой процесс.

Что вообще значит "быть человеком"? Для этого нужно определить, в чём заключается наша особенность, как вида. Человек - единственное живое существо, способное идти наперекор своим инстинктам - имеющее свободу воли, - способное осознавать и оценивать свои поступки. Именно человек изобрёл морально-этические нормы и философию гуманизма. Это даёт человеку возможность возвышаться над своими животными инстинктами (которыми иные предпочитают прикрываться и оправдываться), и именно поэтому "быть человеком" для нас - значит уметь преодолевать свои негативные наклонности, причиняющие вред окружающим, уметь осознанно преодолевать эгоизм и ставить благополучие других столь же высоко, сколь и своё (или даже выше).

Постапокалиптический мир "Метро" мало чем отличается от любого постапокалиптического мира вообще - в сути своей. Тяжёлые условия выживания, нехватка ресурсов, войны за них, прикрываемые борьбой за некие идеалы, и проявление самых низменных сторон человека, готового убивать и предавать ради выживания, либо же использовать хаос и беззаконие для удовлетворения своих садистских наклонностей и амбиций. Здесь нет ничего нового - похожий пример показывает подавляющее большинство произведений на постапокалиптическую тематику. Глуховский лишь разбавил общую основу постапокалипсиса российским колоритом.

-2

Что же до гуманистических идей, транслируемых через представителей жанра - тут есть свои нюансы. Главным образом гуманистический/моральный посыл в постапок-произведениях делится на две категории. Первая гласит, что пытаться быть "хорошим парнем", конечно, можно, но от этого никакого толку, потому что все вокруг всё равно козлы, поэтому сам будь козлом или умри. Вторая весьма наивно пытается доказать, что и в постапокалипсисе можно руководствоваться правилами, правами и свободами цивилизованного (зачастую демократического) мира, надо только свергнуть плохого постапокалиптического/антиутопического диктатора.

"Метро" - один из самых, если не самый уникальный пример интеграции морально-этических ценностей в такой трудносовместимый с ними жанр, как постапокалипсис. Здесь нет наивной победы бобра над козлом, при том что само козло как раз присутствует, и в достаточно карикатурном виде. Но победа над ним либо имеет спорный результат, либо отсутствует вовсе. И даже несмотря на это игры серии "Метро" планомерно внедряют простую, но важную мысль - несмотря ни на что, всегда нужно оставаться человеком.

Может показаться, что этот мир не заслуживает спасения - причём не только вымышленный мир "Метро", а тот, что, кхм, окружает нас в реальности. Эпохи сменяют друг друга, общественный строй совершенствуется - но люди всё так же готовы ненавидеть и убивать друг друга только за то, что им дали команду "фас", внушив к противоположной стороне чувство презрения и обиды, всё так же боятся и уничтожают то, чего не могут понять, всё так же продолжают усугублять и без того сложное положение большей части своего вида постоянными войнами и экономической борьбой. В какой-то момент можно устать от всего этого, махнуть рукой и сказать: "Пожалуй, если мы все и сгинем, Вселенная много не потеряет".

Но у любой медали есть две стороны, и обращая внимание на плохое, стоить уделять его также хорошему. Скажем, помимо отрицательных своих черт многие люди способны на сострадание и взаимопомощь. И большинству из них все эти войны и политическая грызня никуда не упёрлись, но изменить мир не хватает знаний/решимости...

-3

Именно поэтому "Метро" транслирует мысль о необходимости не только сохранения в себе человечности, но и понимания к другим людям.

В каждой игре игрок должен зарабатывать т.н. "карму" для получения хорошей концовки. Очевидные действия, которые нужно для этого предпринимать - помощь нуждающимся и пощада к врагам. Но не ко всем! Обратите особое внимание, что система кармы зачастую позволяет убивать противников, пытающихся убить вас. Тех, кто сам стреляет по вам, в большинстве случаев допустимо пускать в расход - будь они бандитами без каких-либо норм морали или идеологически заряженными представителями других фракций. А вот убивать сдающегося или ничего не подозревающего противника - уже нежелательно (что, вообще, отсылает нас к кодексу чести воина). Именно поэтому игрой поощряется скрытное прохождение, в процессе которого мы либо вообще не трогаем врагов, либо отправляем их во временную отключку. Насилие допустимо только в целях самообороны.

Сдающегося врага кодекс чести обязывает пощадить
Сдающегося врага кодекс чести обязывает пощадить

Однако, бывает, что игровая карма не допускает убийства даже тех, кто прямо сейчас реально пытается нас убить. Не допускает отмщения тем, кто причинил большой вред не только нам, но и множеству других людей.

К примеру, в "Луче надежды" одним из главных условий для получения хорошей концовки является пощада по отношению к Лесницкому и Павлу Морозову. Казалось бы, оба этих человека совершили непоправимые поступки - и речь не о предательстве, а о том, что они инициировали заражение целой станции, убив десятки ни в чём неповинных людей, и в случае захвата Красной Армией хранилища с биологическим оружием с той же готовностью выполняли бы приказы своего командования, распространяя вирус по всему метрополитену. Уж эти-то ребята точно не заслужили снисхождения, и Артём имеет полное моральное право расправиться с ними за себя, за жителей Октябрьской и за какого-нибудь Сашку.

Но что насчёт самого Артёма? Разве он не причинил огромный, непоправимый вред, практически уничтожив целый разумный вид? Отвергнув попытки Чёрных объяснить ему, что они не несут угрозы?

Масштаб принесённого Артёмом зла воистину ужасен
Масштаб принесённого Артёмом зла воистину ужасен

Артём после того, что он сделал, несёт на себе тяжкий грех, но даже несмотря на то, что этот человек сотворил с его сородичами, малыш-Чёрный не ненавидит его, не пытается отомстить, однако пытается понять. Убивая Лесницкого и Павла, Артём даёт понять малышу, что есть поступки, за которые нельзя прощать - и сделав соответствующие выводы, Чёрный в итоге бросает его на смерть, таким образом отомстив за уничтожение Артёмом его дома и родни. А вот сохраняя жизнь Лесницкому и Павлу, Артём даёт малышу урок сострадания и прощения - и тот в итоге спасает жизнь как Артёму, так и другим выжившим защитникам Д-6, прощая за причинённые боль и страдания.

Дав Чёрному урок сострадания, Артём сам заслужит его прощение
Дав Чёрному урок сострадания, Артём сам заслужит его прощение

Артём, осознавая причинённое им зло, за которое получил снисхождение, должен найти в себе силы дать такое же снисхождение другим. Ведь подобно тому, как Артём уничтожил обитель Чёрных во имя человечества, и Лесницкий с Павлом верно служили своему государству, преследуя в конечном счёте благую цель - объединение всего метро под единым руководством, которое привело бы разобщённые остатки человечества к порядку и равному распределению ресурсов, - и были готовы заплатить за это страшную цену подобно тому, как Артём расплатился за спокойствие своего вида уничтожением другого. И в том, и в другом случае кажется, что благая цель оправдывает преступные средства, но в обоих же подобное суждение является ошибочным.

Оно ж как в умной книжке написано - "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить".

Способность осознавать свои ошибки, раскаиваться за них и давать шанс на искупление другим - это свойства человека.

Сохраняя жизнь Лесницкому и спасая Павла даже после всех их деяний, Артём даёт им тот же шанс, который получил сам
Сохраняя жизнь Лесницкому и спасая Павла даже после всех их деяний, Артём даёт им тот же шанс, который получил сам

В игре "Метро: Исход", желая получить хорошую концовку, мы не вправе убивать техноборцев и Детей Леса - как Пионеров, так и более агрессивных Пиратов. Даже несмотря на то, что при встрече те будут вполне так даже активно пытаться нашпиговать нас и свинцом, и арбалетными болтами. Насилие ведь допустимо в целях самозащиты, так почему же?..

Тут есть свой нюанс - возможно, вы уже догадались, какой. Несмотря на то, что техноборцы и Дети Леса - люди со странностями, они тем не менее не являют собой ни преступников, ни захватчиков. Они пытаются обособленно жить в своих общинах, небезосновательно относятся к чужакам подозрительно, и что главное - защищают свою землю, а потому морально правы.

Да, меры отца Силантия деспотичны - но им движет отнюдь не религиозный фанатизм, а холодный расчёт. Он внушил своей пастве религиозный страх перед электрической технологией, чтобы не привлекать распространённые в округе электрические аномалии.

-8

Он внушил своим людям культ поклонения Царь-Рыбе - гигантскому мутировавшему сому, одолеть которого у общины нет реальной возможности, - чтобы объяснить необходимость скармливать ему тела умерших, ибо чем больше сожрёт мёртвых, тем меньше сожрёт живых. По той же причине и медицина в общине запрещена - ибо нужен стабильный приток мёртвых тел, задабривать большеротую рыбку.

Такую рыбёшку ещё прокорми
Такую рыбёшку ещё прокорми

Так что, каким бы безумным фанатиком и тираном ни казался Силантий - он действует из сложившейся обстановки, делая всё возможное, чтобы обеспечить выживание и безопасность для своей общины в целом. (При том что даже прямое убийство неугодных не практикуется, хотя опосредованное таки в наличии).

Не безумный фанатик, а расчётливый прагматик
Не безумный фанатик, а расчётливый прагматик

Ну а уж Дети Леса на фоне большинства других сообществ вселенной "Метро" - вообще образчики нравственности и человеколюбия, не считая жестокости Пиратов по отношению к бандитам. Но здесь речь, опять же, идёт о защите своего дома, а не о захвате чужих территорий и грабеже. Благодаря бандитам, Дети Леса - как Пираты, так и Пионеры, - совершенно справедливо не жалуют чужаков. Да, они будут стрелять по Артёму, не разобравшись - но здесь Артём вновь должен их понять, ибо был на их месте, и не разобравшись относился к Чёрным как к угрозе, не разобравшись спалил их логово дотла. И он тоже имел для этого основания, подобно тому как у жителей таёжной долины есть основания стрелять в Артёма, принимая его за очередного бандита.

Дети Леса не без оснований считают любого пришлого потенциальной угрозой своей общине
Дети Леса не без оснований считают любого пришлого потенциальной угрозой своей общине

В общем, как я и сказал, помимо гуманистических идей "Метро" несёт в себе также мысль о необходимости понимать других, разбираться в причинах их поведения и поступков, и не забывать о вопросе собственного морального права судить кого-либо за их действия.

Обратите внимание на данное изречение Хана из игры "Метро 2033":

-12

Эта философия Хана находит отражение практически в каждом действии игрока в каждой игре, в том, к чему он в итоге приводит своего персонажа. Артём, который никому не помогает, постоянно убивает, движим жаждой наживы и стреляет прежде, чем подумает, обречён пожать последствия посеянных чёрствости и жестокости. В то время как Артём, который способен на сострадание, милосердие и прощение, пожнёт опору в лице тех, кому он помогал, кто готов отблагодарить его за посеянное добро.

И этой философии подчиняется путь не только Артёма, но и других персонажей. Наиболее здесь выделяются такие герои, как Хантер и полковник Мельник.

Хантер - жёсткий человек, который готов истребить любую потенциальную угрозу. Для него насилие - естественный способ решения проблем. Он не станет испытывать сомнений, даже не попытается понять незнакомое явление - только уничтожить, только искоренить, решить вопрос быстро и радикально.

-13

И он пожинает посеянную им жестокость, погибая абсолютно бессмысленно. Одержимый уничтожением реальных и мнимых угроз, он погибает в ненужном бою, ровным счётом никого этим не спасая. Плоды посеянной им жестокости перекидываются на Артёма - человека, именно из-за Хантера отправившегося в свой поход, закончившийся истреблением Чёрных.

Ненужная, никому ничего не давшая гибель Хантера
Ненужная, никому ничего не давшая гибель Хантера

И хотя Чёрные и книгами, и игрой представляются в явно положительном ключе, однако же они, если так подумать, тоже посеяли семена своей будущей гибели. Ведь несмотря на то, что их телепатическое воздействие сводило людей с ума и доводило до смерти, они не оставляли своих попыток связаться с человечеством, даже видя и наверняка понимая, какие страдания причиняют. Так что... внезапно, те, кто позиционируется невинными... чёрными овечками, на поверку оказываются не столь уж невинными. И также встречают последствия своих действий.

-15

Но Чёрных трогать нельзя, я всё-таки не расист, поэтому от овечек вернёмся к нашим баранам. Так вот, пока у нас есть Хантер, настолько закостеневший в своих жестокости и неприятии, что шансов для него уже не оставалось, казалось бы похожий на него персонаж проходит совсем другую дугу и приходит к искуплению.

Мельник изначально представлен таким же жёстким борцом, готовым незамедлительно и летально решить вопрос любой угрозы. И немудрено - будучи лидером Ордена, поставившего себе задачу защищать весь метрополитен, он нёс на своих плечах колоссальную ответственность. Поэтому, даже когда Совет Полиса отказывается от помощи родной станции Артёма, Мельник решает взять дело в свои руки, и именно с его подачи удаётся реализовать план по уничтожению обители Чёрных. Именно он, узнав впоследствии от Хана о выжившем детёныше, отправляет Артёма на его ликвидацию. Узнав об искусственной изоляции Москвы от внешнего мира и уничтожении всех тех, кто прибывает в бывшую столицу извне, Мельник принимает во всём этом участие. Все его действия обусловлены той же самой верой в правое дело, которая была и у Хантера, и у Артёма, и у Лесницкого, и у Павла Морозова, и у отца Силантия, и у Пиратов. Но вне зависимости от мотивации - "каждый пожинает то, что посеял". С Мельником судьба обходится жестоко, но это же помогает ему в итоге придти к тому, к чему не смог придти Хантер.

Судьба заставляет его ощутить крах всего, во что он верил. Никаких оккупантов, от которых нужно защищать Москву, нет, никакого пережившего войну и восстанавливающего страну высшего руководства нет. Есть только загибающийся в собственной паранойе московский метрополитен и каннибалы Ямантау, зазывающие доверчивых людей для того, чтобы их скушать. Вслед за потрясением, вызванным крахом всех многолетних жизненных убеждений - потрясение ещё более страшное в виде смертельной болезни дочери. И вновь - из-за него, ведь если бы Мельник не накачивал экипаж паранойей по поводу оккупантов, то Анна не попала бы в хранилище химикатов и не отравилась бы.

-16

Что же отличает Мельника от Хантера? Мельник смог осознать и признать свои ошибки. Чувствуя вину перед людьми, которых сам, пусть и непреднамеренно, вводил в заблуждение, он предпринимает всё возможное, чтобы привести этих людей в чистое место и дать им, столько лет просуществовавшим среди чудовищной и бессмысленной лжи, возможность на новую нормальную жизнь, возможность наслаждаться чистым воздухом и лучами солнца.

В конечном счёте Мельник искупает вину - спасает не только дочь и зятя, но и предоставляет всему находившемуся под его началом отряду шанс на ту самую нормальную жизнь на чистом воздухе. Жизнь, которой сам Мельник пожить не сможет, но благодаря ему - смогут другие. Поэтому, в отличие от Хантера, его смерть не была напрасной: он смог ею искупить вину за свои ошибки и спасти людей. Его дуга персонажа, совершив крутой поворот, пришла к логическому завершению - по-своему ужасному и по-своему прекрасному. Хантер же шёл по прямой - так прямо и сгинул, бестолково за просто так.

Искупив вину и спася веривших в него людей, Мельник уходит с лёгким сердцем
Искупив вину и спася веривших в него людей, Мельник уходит с лёгким сердцем

В общем говоря, да - философия "Метро" оставаться человеком даже посреди жестокой и враждебной среды предельно очевидна, и быть каким-то гением мысли для её понимания не нужно. Но очевидность не делает представленную мораль плохой - мысли о человечности, раскаянии, искуплении, сострадании вполне заслуживают уважения, и затрагиваемые этой игровой серией вечные темы вполне успешно находят отклик в сердцах игроков.

Смотрите также:

Как правильно убить персонажа? Судьба полковника Мельника как эталон драматургии
Исповедь
Будь готов платить - смысл игры Cyberpunk 2077