Я – практикующий психолог время от времени слышу от коллег жалобы. Мол, клиенты некоторые пишут даже ночью сообщения. Некоторые могут позвонить без договорённости и разрешения в самый неудобный момент. Это создаёт дополнительное напряжение в работе. Это последствие непонятных клиентам границ. Границ, которые важно определить каждому специалисту направления «человек – человек».
Как вести личный приём населения без эмоционального выгорания
Смотрите! Только ленивый психолог не написал о важности соблюдения личностных границ. Как обозначить их клиентам и понять их нарушение?
Обозначьте свои границы
Временные границы
Если вы работаете в администрации, банке или ином заведении с режимом, помните о нём! О графике!
График приёма населения в определённые и доведённые до граждан часы является достаточным обозначением. Дополнить можно вынесенными на всеобщее обозрение минутами, отведёнными на каждого посетителя. Подобный приём позволит обеспечить фундаментальную опору, когда придётся информировать о завершении сеанса. Апеллировать к локальному нормативному акту гораздо легче и часто понятнее для клиентов.
Попробуйте совместить «Я-позицию» с обозначением своих границ:
«Я искренне хочу вам помочь, но по регламенту у меня пять минут, поэтому давайте сразу перейдём к делу».
«Я ощущаю некую недосказанность с вашей стороны, но ограничен графиком на приём, поэтому предлагаю заполнить заявление и бланк в коридоре, за столом. Хорошо»?
Если вы, как и я, психолог, то тоже определите временные границы с клиентами. Могут они вам писать смс или звонить вне назначенной сессии? И, если договорились о тайминге с окружающими, соблюдайте его.
Эмоциональные границы
Насколько вы готовы «впустить» человека в своё эмоциональное пространство? Выслушивая и сопереживая, не погружаетесь ли вы чужие проблемы до истощения собственной энергии? Обратите внимание, если часто в вас видят отзывчивого слушателя (свободные уши), насколько комфортно себя чувствуете? Дискомфортно? Начните укреплять эмоциональные личностные границы, прислушиваясь к себе и своим реакциям на окружающих.
Учитесь говорить о своих эмоциях с «Я-позиции». Это позволит вести личный приём населения без эмоционального выгорания (успокаивая оппонентов). Например:
«Мне сейчас очень стыдно из-за того, что зависло оборудование и я не могу быстро выдать вам документы, я злюсь из-за работы техники, но делаю всё возможное для ускорения процесса. Пожалуйста, давайте продолжим взаимодействие конструктивно».
Про другие границы, которые важно обозначить, расскажу в следующем материале серии «Как вести личный приём населения без эмоционального выгорания».
Продолжение в подборке проекта "Живи без выгорания" ЗДЕСЬ читайте
Если у вас есть вопрос по сохранению ментального здоровья на работе, то пришлите его через форму ЗДЕСЬ заполните форму, оставьте сообщение. Либо расскажите свою историю, она кому-то поможет сохранить здоровье.
С уважением, практикующий психолог #для_думающих Пётр Галигабаров, автор книг