Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Жизнь сильнее смерти: лесная богиня Парнашавари.

Пантеон тибетского буддизма интересен тем, что в нём нашли приют многочисленные добуддийские персонажи. Одним из источников "пополнения" являлись культы полуострова Индостан.

В свою очередь, индуизм как совокупность культов формировался и подстраивался под потребности социума: люди на протяжении десятков и сотен лет переосмысляли образы божеств и писали новые тексты. Популярные божества, которые обладают сотнями эпитетов и ипостасей, - это следствие того, как работала фантазия и какие запросы она удовлетворяла.

И, конечно, не надо думать, что "всё куда-то делось" и "сейчас мы не такие". Люди не меняются, меняются сферы применения наших свойств. В наши дни аналогичные качества человеческой фантазии и особенности психики задействованы в сфере медийной продукции: кино и сериалы, комиксы, беллетристика и фанфикшн. И сейчас в отношении персонажей, которым придумывают новые и новые приключения, особенности и ипостаси, действуют те же механизмы.

Парнашавари (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65302
Парнашавари (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65302

Так вот, формирование буддийских традиций порождало кладезь идей и образов. Одним из примеров этого бесконечного творчества и расширения восприятия является Тара - главный женский персонаж пантеона тибетского буддизма.

Количество её проявлений не поддаётся подсчёту. Есть иконографические группы с точными количеством ипостасей, принятые в определённых традициях, но подсчитать все вариации не представляется возможным.

Есть ещё более неисчислимое понятие - это свита Тары. В тибетском буддизме эту нишу стали занимать практически все женские божества..

Многие индуистские богини, будучи включёнными в буддийский пантеон, стали в той или иной степени относиться к Таре.

Парнашавари (фрагмент). Индия, династия Пала, X-XII вв. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/8033
Парнашавари (фрагмент). Индия, династия Пала, X-XII вв. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/8033

Одной из таких героинь является Парнашавари (IAST parna - лист, зелень, savari - женщина народности шавара). Эта богиня почиталась у индийской народности шавара, или сабара, проживавшей в Бенгалии, Ориссе и Мадхья-Прадеше. Поэтому существует второй вариант транслитерации - Парнасабари.

Она была богиней-целительницей и носила одеяние из листьев. В Индии подобных персонажей называют деревенскими богинями, или грама-деви (IAST grama - деревня, devi - богиня).

Парнашавари (фрагмент). Китай, династия Цин, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2019/arts-dasie/rare-statuette-de-parnashavari-en-bronze-dore
Парнашавари (фрагмент). Китай, династия Цин, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2019/arts-dasie/rare-statuette-de-parnashavari-en-bronze-dore

В буддизме Парнашавари стала просветлённым существом, которое защищает от заразных болезней. Упоминания о ней встречаются в текстах: "Садханамала", "Хеваджра-тантра" и др. Лесная богиня обозначена в них как "горная отшельница, одетая в листья".

  • В тибетском буддизме существует представление о Пяти Татхагатах (другие названия: Пять Будд мудрости, Пять Будд Высшей мудрости изначального Будды и т. д.).
  • Согласно буддийской философии, сознание человека можно разделить на пять аспектов, которые включают в себя все методы постижения сансары. Эти пять аспектов называются скандхами. Каждой скандхе соответствует Татхагата. У каждого Татхагаты есть праджня, или женский аспект.
  • В тексте "Садханамала" Парнашавари упоминается как праджня Татхагаты Акшобхьи - в этом случае богиня изображается с телом золотистого цвета.

Будда Амогхасиддхи и Восемь бодхисаттв. Центральный Тибет, первая половина XIII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1991.74.  Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/37966
Будда Амогхасиддхи и Восемь бодхисаттв. Центральный Тибет, первая половина XIII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1991.74. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/37966

  • В этом же тексте Тара и её ипостаси, а именно: Кхадиравани Тара, Арья Тара, Махамаури и Парнашавари, относятся к Татхагате Амогхасиддхи (Бир, 2013, с. 301). И в этом случае Парнашавари изображается с телом зелёного цвета.

Будда Акшобхья и Восемь бодхисаттв (фрагмент танки). Центральный Тибет, первая половина XIII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1991.74.  Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/37966
Будда Акшобхья и Восемь бодхисаттв (фрагмент танки). Центральный Тибет, первая половина XIII в. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 1991.74. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/37966

Таким образом, Парнашавари может интерпретироваться не только как богиня из свиты Тары, но и как одно из проявлений Тары.

Парнашавари. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/88423
Парнашавари. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/88423

В Тибете и Гималаях во время обрядов, в которых задействовано большое количество посетителей, практикующие могут предварительно получить благословение от Парнашавари. Считается, что она может предотвратить эпидемии.

Парнашавари. Индия, династия Пала, X-XII вв. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/8033
Парнашавари. Индия, династия Пала, X-XII вв. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/8033

В изобразительном искусстве она появляется в каменной скульптуре династии Пала. Империя Пала охватывала территории современных индийских штатов Западная Бенгалия и Бихар, и частично – соседнего Бангладеша. Представители династии Пала исповедовали буддизм, и именно в этот период с VIII по XII вв. шло активное развитие Ваджраяны, позднего направления буддизма, которое как губка впитывало в себя новые идеи и образы.

Тибетский буддизм был сформирован, в частности, на основе Ваджраяны. И эта колоссальная интеллектуально-нравственная махина переработала образ лесной богини из индийских джунглей.

Парнашавари. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/200443
Парнашавари. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/200443

В буддийской иконографии Парнашвари изображается в необычной позе: стоящей на колене, уперев правую стопу в пах.

Парнашавари. Китай, династия Цин XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/12860
Парнашавари. Китай, династия Цин XVIII в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/12860

Встречается вариация этой позы.

Парнашавари. Тибет или Китай, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-3970052
Парнашавари. Тибет или Китай, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-3970052

Богиня обладает тремя ликами и шестью руками. Лики трёхглазые. Среди атрибутов встречаются: ваджра, топорик, аркан, лук, стрела.

Парнашавари. Непал, XVI в. Музей Нортона Саймона (англ. The Norton Simon Museum), Пасадина. Учётный номер: N.1974.05.13.S. Эл. ресуср URL: https://www.himalayanart.org/items/59346
Парнашавари. Непал, XVI в. Музей Нортона Саймона (англ. The Norton Simon Museum), Пасадина. Учётный номер: N.1974.05.13.S. Эл. ресуср URL: https://www.himalayanart.org/items/59346

Главный отличительный атрибут Парнашавари, который делает эту богиню узнаваемой, это ветвь или пучок листьев небесного дерева, которое побеждает все болезни (Бир, 2013, с. 267). Также она традиционно одета в юбку из листьев. Листья могут фигурировать в других предметах гардероба.

Например, встречается вариант, в котором Парнашавари изображается не только в юбке, но и в кофточке из листьев.

Парнашавари. Тибет, XIV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/32081
Парнашавари. Тибет, XIV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/32081
Парнашавари. Тибет, XIV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/19963
Парнашавари. Тибет, XIV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/19963

Нередко Парнашавари обладает признаками гневного божества: укороченные пропорции, круглый живот, всклокоченные волосы, оскаленный рот и выпученные глаза (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 19).

Парнашавари. Монголия (?), XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/100336
Парнашавари. Монголия (?), XIX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/100336

Лесная богиня может восседать на теле человека. В буддийской иконографии лежащая антропоморфная тушка - это символ препятствий на пути к освобождению из сансары, поскольку именно телесные потребности мешают думать о высоком. Поэтому гневное божество, которое восседает на человеческом теле, - это иллюстрация способности устранять препятствия (Звезда героя, 2022, с. 106).

Парнашавари. Ксилография. Восточный Тибет, первая половина XX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/79036
Парнашавари. Ксилография. Восточный Тибет, первая половина XX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/79036

Почему Парнашавари определили в категорию гневных персонажей?

Парнашавари. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/200695
Парнашавари. Тибет, XV в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/200695

Во-первых, это отражает иерархию: она хоть и просветлённое существо, но не будда и не бодхисаттва. Во-вторых, облик Парнашавари соответствует функционалу: она защищает от болезней и борется с заразой, занимается, можно сказать, "грязной работой", и эти задачи легче выполнять, когда вы страшны и вооружены.

Впрочем, Парнашавари встречается и в мирной форме.

Парнашавари. Китай, династия Цин, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2019/arts-dasie/rare-statuette-de-parnashavari-en-bronze-dore
Парнашавари. Китай, династия Цин, XVIII в. Онлайн-каталог аукционного дома Sotheby's. Эл. ресурс URL: https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2019/arts-dasie/rare-statuette-de-parnashavari-en-bronze-dore
Парнашавари. Китай, династия Цин, XVIII-XIX вв. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6212319
Парнашавари. Китай, династия Цин, XVIII-XIX вв. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6212319

В живописи у Парнашавари старательно вырисовывают листву, которая выделяется на золотистом теле богини.

Парнашавари (фрагмент танки). Китай, династия Цин, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1996.10.3. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/434
Парнашавари (фрагмент танки). Китай, династия Цин, XVIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: F1996.10.3. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/434
Парнашавари (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65302
Парнашавари (фрагмент танки). Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65302

Бывает, у Парнашавари даже пьедестал цветёт. И у неё есть ипостаси с кожей тёмно-синего и красного цветов. Тёмно-синяя Парнашавари олицетворяет ум просветлённого существа, красная - речь.

Парнашавари. Китай, династия Цин, XIX в. Монастырь Юнхэгун (англ. Yonghegong Palace Monastery), Пекин. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/100128
Парнашавари. Китай, династия Цин, XIX в. Монастырь Юнхэгун (англ. Yonghegong Palace Monastery), Пекин. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/100128

Именно в живописных изображениях очевидно то, насколько точно индуистская лесная богиня соответствует образу защитницы от смертельных эпидемий, который был предусмотрен для неё в буддийском пантеоне.

Парнашавари может не только отпугнуть и забороть недуг, поскольку располагает оружием и устрашающим видом. Богиня носит на себе неувядающую листву и в её власти - поддерживать жизнь.

Ведь жизнь сильнее смерти и всегда найдёт себе дорогу.

Парнашавари (фрагмент). Тибет, XVI в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-5977959
Парнашавари (фрагмент). Тибет, XVI в. Онлайн-каталог аукционного дома Christie's. Эл. ресурс URL: https://www.christies.com/lot/lot-5977959

Литература

  • Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 267, 301.
  • Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX-XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 19.
  • Звезда героя. К 120-летию Ю. Н.Рериха. Альбом-каталог выставки. Будникова Ю. Ю., Елихина Ю. И., Матехина Т. С., Росов В. А., Титова М. А., Фёдорова М. В. СПб.: СПбГМИСР, 2022. С. 106.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен