В данной статье рассмотрим экономику при социализме/коммунизме, а точнее - Марксистскую школу и ее идеи в первичном виде и как она была реализована при Советском Союзе. Эта тема, как и прошлая, достаточно объемная и я затрону лишь базовые идеи, используя простой язык без духоты.
Предисловие
Эта статья основывается на прошлой -
(https://dzen.ru/a/ZNE3G7AcEQTd8Grz?share_to=link)
Все дело в том, что Марксистская школа в большей степени основывается на учениях классической школы, о которой я писал в прошлой статье(ссылка сверху!).
Марксистская школа имеет большее право называться неоклассической школой, так как переняла больше учений от классической, чем сама неоклассическая.
Идеи Марксистской школы
Капитализм - сильная система для экономического развития, но он ограничен частной собственностью, которая рано или поздно остановит развитие. В этом случае капитализм будет вынужден сменить вектор развития экономики в сторону Марксистской школы.
Трудовая теория стоимости - стоимость продукта определяется не спросом на него, а издержками производства. Как раз это одна из теорий, унаследованная от классической школы. Подробнее об этом ты можешь прочесть в прошлой статье.
Производство - это основа экономики и формирования личности. Так же производство - это основа общественного порядка. Экономика при этом строе рассматривалась как система, основанная на *производственной силе и **производственных отношениях. Над этим базисом располагаются немаловажные аспекты жизни общества: культура, политика, искусство и прочие факторы, влияющие на экономику.
*Производственная сила - технологии, машины, человеческий труд.
**Производственные отношения - условия, права и обязательства при производстве.
Коммунизм - это верхушка развития человечества, а капитализм - это лишь переходная стадия. Проблема Советского Союза заключается в том, что коммунизм не был для этого государства как следующая стадия развития, а стал строиться на основе слаборазвитой экономики.
Главное топливо развития коммунизма - это борьба классов. Марксисты не стали рассматривать работяг в роли пассивных и необразованных членов общества, как это в свою очередь делали классики. При этом строе рабочему классу предоставили активную роль в обществе. Для Марксистской школы рабочий человек был активным участником соц. преобразований, с железным характером, который ковался в условиях работы на предприятии. И вообще работяга на заводе - это сверхчеловек.
При всей крутости рабочего класса, он не мог сам начать революцию. Смена капиталистического строя на коммунистический возможен только в том случае, если повышение производственных сил будет на фоне ослабления производственных отношений. Грубо говоря, при увеличении нагрузки на рабочий класс, будут понижаться условия труда - в таком случае время выхода на сцену коммунизма.
Работа на заводе - это искусство. По идеям Марксистской школы работа не должна быть бременем, а должна позволить работягам раскрыть себя как творческих личностей. При классической школе работники выступали как безличностные винтики в системе производства, за что их не любили коммунисты.