Найти в Дзене

Воспоминание из почти детства. 1

Лето 1969 года. Мне 15 лет, а брату, соответственно, 12. На всякий случай уточню: родители наши были в разводе. Мама со своим мужем жила в городе Тамбов. Каждый август я приезжал к ним на погостить, так как в Краснодаре в это время цвела амброзия. Тамбов расположен на берегу реки Цна. Выше по реке есть небольшой город Котовск. Если по шоссе, то всего 20 км от Тамбова. Мы стояли в лесу на Цне под Котовском. У нас была разборная байдарка Салют М-4,7, доставлявшая нам массу удовольствия. В качестве наземного транспорта использовались 2 тяжелых мотоцикла Урал. С одним из них что-то случилось, его оттащили в ремонт, и когда пришло время возвращаться в город, оставался только один мотоцикл. И еще лодка. – Парни, значит так! Берете байдарку, немного одежды, перекусить в дорогу и вперед по реке! А мы со всем скарбом погрузимся на мотоцикл и будем дома раньше вас. А Цна — река равнинная, неторопливая. С огромным количеством рукавов и тупиковых стариц. Если интересно, посмотрите в Яндекс.Кар

Лето 1969 года. Мне 15 лет, а брату, соответственно, 12.

На всякий случай уточню: родители наши были в разводе. Мама со своим мужем жила в городе Тамбов. Каждый август я приезжал к ним на погостить, так как в Краснодаре в это время цвела амброзия.

Тамбов расположен на берегу реки Цна. Выше по реке есть небольшой город Котовск. Если по шоссе, то всего 20 км от Тамбова.

Мы стояли в лесу на Цне под Котовском. У нас была разборная байдарка Салют М-4,7,

Салют М-4,7. Источник: Википедия.
Салют М-4,7. Источник: Википедия.

доставлявшая нам массу удовольствия. В качестве наземного транспорта использовались 2 тяжелых мотоцикла Урал. С одним из них что-то случилось, его оттащили в ремонт, и когда пришло время возвращаться в город, оставался только один мотоцикл. И еще лодка.

– Парни, значит так! Берете байдарку, немного одежды, перекусить в дорогу и вперед по реке! А мы со всем скарбом погрузимся на мотоцикл и будем дома раньше вас.

А Цна — река равнинная, неторопливая. С огромным количеством рукавов и тупиковых стариц. Если интересно, посмотрите в Яндекс.Картах, какая она кудрявая красавица.

Течения почти нет, и всё заросло ряской. Берега сплошь покрыты камышом и осокой. С воды ничего не видно. Мы попали в лабиринт. И, как можно догадаться, заблудились. Вместо основного русла забрели в длинный, в несколько километров, тупиковый рукав. Там ряски почему-то было поменьше. Может, моторка недавно прошла.

Темнеет, наступает безлунная ночь. Берегов становится совсем не видно. На воде зябко. Я старший, груз ответственности давит. Нервничаю... Дошло, что в таких условиях дорогу я не найду.

Вдалеке над водой обнаружилась электрическая лампочка. Направляемся к ней. Крутой берег, внизу мостки, наверху деревенька. Точнее, чей-то огород и двор. В деревне мертвая тишина. Поднимаюсь наверх, обхожу дом и нахожу парадное крыльцо. Тук-тук!

– Кто там, чего надо?

– Мы с братом плыли по реке и заблудились. Нам в Тамбов надо, а куда плыть, не видно. Мы тут у вас в огороде остановились. Позвольте у вас рассвета дождаться!

На заднем плане мысль: не пустят — пойду стучаться в другие дома.

– Да, так вы в Тамбов не попадете... Но мы спим уже, а вас уложить у нас негде.

– А нам ничего особенно и не надо, вот у вас тулуп на гвозде висит, если его тут [в прихожей] на половичок бросить, то и хорошо.

Ну, ладно. Спустился вниз, мы подняли лодку на мосток, прихватили кое-что из вещей и зашли, уже с черного хода.

Набираю СМС, так мол, и так, заблудились, будем завтра... ОЙ! Что это я?

– Телефон в деревне есть? Нам бы позвонить в Тамбов.

– Там, на том конце, живут одни, есть у них телефон; но сейчас же ночь! Вам и не откроют.

Ну что ж, нет так нет. Завалились спать. Чуть стало светать, я брата растолкал, и хотели мы тихонечко по-английски.

– Да вы подождите, сейчас плиту затоплю и чайник поставлю. Что ж вы так голодные-то?

– Ой, спасибо, не надо! Нам быстрее надо, нас же ждут, беспокоятся. Вы лучше дорогу объясните. И это, водички бы попить...

– Вода вон, в ведре. А плыть вам надо так...

Часа через два или три мы уже у набережной в Тамбове. Оставляю брата с лодкой, а сам бегом (2 квартала всего!)... Стучу в дверь. Они спят! По крайней мере, мне так было сказано :-)

– Когда совсем темно стало, мы поняли, что ждать вас больше не нужно. Наверное, вы что-нибудь придумаете. В крайнем случае, посидите на берегу до света...


К чему это все? Во-первых, о пацанах, которые сумели. Во-вторых, о взрослых, которые их к этому подготовили. А в-третьих, о людях, оказавшихся добрыми.