Этим летом я влюбилась... в нового для себя венгерского художника! Бела Цене - и кстати, это не женщина, как я сначала подумала - родился близ Будапешта в 1911 году и удивительным образом объединил в себе и импрессионистов, и фовистов, и плакатную графику, и весь модернизм. Думаю, о венгерских художниках ХХ века так мало знают потому, что история Венгрии достаточно сложна и конфликтна и с западным миром, и с советским. Уверена, живи он в Париже, то стал бы невероятно популярен. У художника была яркая южная внешность, харизма, и он был бы не менее заметен, чем Пикассо и Дали. Он был трудоголик и оставил более 3000 работ! Особенно много женских портретов и ню - свободные и изящные девушки 60х и 70х, которые любили поэзию, кино, музыку и моду, посмотрите на эти образы:
Цене присущи смелые композиции, яркие цветовые акценты и острая контрастная графичность, чувство цвета и композиции у него просто на высоте:
Родившись в семье художников, Бела, недолго думая, пошел по этому же пути, и женился, кстати, тоже на художнице - Эржбет Хинкади. Выучился в Венгерской Академии Изящных искусств и получил много наград и премий - но, опять же, у себя на родине. Сначала он подражал Раннему Возрождению, в 50х они с женой много работали на заказ в духе соцреализма и даже писали конвейерные портреты Ленина, но потом его захватила эстетика свободных рок-н-рольных 60х и французская "новая волна" кинематографа, которая докатилась даже до СССР. Посмотрим, как он создавал свои стилизованные портреты, они напоминают кадры из лучших фильмов тех лет, эпоха стиля и непринужденного изящества:
Предлагаю убедиться в прекрасном чувстве цвета и линий у Белы Цене не только на портретах. Посмотрите на этот прозрачнейший морской пейзаж и карандашные и графические портретные зарисовки. Правда, мастер?
Бела Цене мог быстрым штрихом карандаша или угля мог выразить характер крестьянской венгерской девушки не менее ярко и тонко, чем стильных и авангардных городских красавиц и студенток:
И даже когда в картинах Цене явно доминирует Эрос, то заметьте, он не переходит в вульгарность. Не знаю как вам, но мне эта девушка напоминает образ Светланы Светличной в "Бриллиантовой руке" - и провокативная, и сдержанно-закрытая одновременно. Еще благодаря достаточно "колючим", неприглаженным мазкам, геометрически строгим позам и очень сложной гамме цветов, его обнаженные даже при модельной внешности не выглядят приторно или журнально, они больше похожи на персонажей из классических фильмов, того же Годара, Витторио де Сика или нашего Марлена Хуциева:
А сейчас возвратимся немного назад и, для сравнения, посмотрим, что делал художник вместе с женой на заказ в послевоенные годы, чтобы зарабатывать на жизнь - классический строгий и рубленый соцреализм. Да, и его он тоже умел! Удивительно, что Бела Цене в своем творчестве воспроизвел по-своему почти все главные направления живописи начала 20 века и все их прекрасно освоил, начав с академической школы - он мог говорить на языке классицизма, импрессионизма, фовизма и даже соцреализма - вот уж поистине художник-универсал! И в конце концов, у него выстроился через все эти течения свой узнаваемый почерк. А, например, на этом полотне с рабочими и колхозницами, мы бы могли спутать его с сотнями советских художников, но такое было время:
А вот совершенно потрясающий пример правильной преемственности! - чуткого пропускания через себя опыта предшественников. Кстати, голова художника и творца работает чем-то сродни современному искусственному интеллекту - творческий ум постоянно обрабатывает уже виденные образы и на их основании создает новые. И чем больше у художника насмотренность и образованность - тем больше нового и непохожего он создаст в итоге. Слева - натурщица Цене, где в колорите, освещении, интерьере картины художник явно заложил небуквальную и очень деликатную цитату вангоговского стула! Улавливаете связь? Даже тон и фактура стены как будто общий на двух полотнах. И это потрясающе:
Бела Цене оставил много автопортретов - и если опять включить ассоциации, здесь я вижу отсылку к Петрову-Водкину - вот этот взгляд, который одновременно отстраненно-отрешенный, и тут же впивается в самую душу зрителя - такая сочетаемость несочетаемого, а кроме взгляда - эти полинялые, "обшарпанные", но при этом чистые и простые цвета, как на средневековой фреске, и это тоже как у Петрова-Водкина:
Белла Цене дожил до 1999 года и завершил свой путь в родном Будапеште, продолжая писать почти до 90 лет! И его дети, Габор и Марта, тоже стали художниками - будем надеяться, что династия венгерских творцов продолжится и дальше. _______ Ставьте лайк, если нравится рубрика "ХУДОЖНИК НЕДЕЛИ" и Добро пожаловать на лучший канал об искусстве Лера Солнцева • АРТ-ЖУРНАЛ