Найти тему

Художник недели - Морис де Вламинк. Как парижский силач стал знаменитым живописцем?

Морис с детства не отличался красотой - он был тяжеловат и неуклюж, но ему повезло родиться у творческой пары в Париже в 1876 году - в семье скрипача и пианистки. Ощущая свое внешнее несовершенство, Морис с детства пошел в спорт - в авангарде был велосипедный - он выбрал его, и даже выигрывал в профессиональных гонках, ещё занялся атлетикой и выступал как цирковой борец. Спорт укрепил в нем силу характера и уверенность в себе. Из увальня он превратился в атлета-силача!

Знакомимся с Морисом де Вламинком
Знакомимся с Морисом де Вламинком
«Париж непригоден для жизни! Это ад! Слишком шумно. Невозможно разговаривать. У меня тишина. Приезжайте в Турийер, вся семья вас ждет!» - говорил другу буйный холерик Вламинк, который сам был шумный как Париж, и тем сильнее любил тишину и покой.
Морис де Вламинк (фотограф Манн Рэй, 1923)
Морис де Вламинк (фотограф Манн Рэй, 1923)
Морис Де Вламинк, Цветочные букеты 1910е гг Букеты Вламинка - это бесстрашие перед холстом -  смелость и страстность! Уверенная и не робкая живопись, яркая и динамичная, напористая и контрастная:
Морис Де Вламинк, Цветочные букеты 1910е гг Букеты Вламинка - это бесстрашие перед холстом - смелость и страстность! Уверенная и не робкая живопись, яркая и динамичная, напористая и контрастная:

Сыну отец-педагог готовил карьеру музыканта, но с 17ти лет Морис стал пропадать в студии живописи. Сперва он стеснялся этих занятий: "Я боялся, что мне скажут: Эй, ты вон какой здоровяк, иди работать!" А чтобы заработать, освоил писательство и журналистику. Но лучше всего у него получалось разговаривать цветом.

Фовизм в живописи. Морис де Вламинк. «Натюрморт» "Фовизм - это я. Это мой способ восставать и освобождаться одновременно, отказываться от школы, от принадлежности к кому-то: мои синие, мои красные, мои желтые, мои чистые цвета без смешения тонов... "
Фовизм в живописи. Морис де Вламинк. «Натюрморт» "Фовизм - это я. Это мой способ восставать и освобождаться одновременно, отказываться от школы, от принадлежности к кому-то: мои синие, мои красные, мои желтые, мои чистые цвета без смешения тонов... "
Натюрморты 1900-х
Натюрморты 1900-х

Семья Мориса жила в знаменитом и любимом художниками живописном предместье Парижа - городке Шату на Сене. Там он познакомился в пригородном поезде с художником Андре Дереном, а затем и с Матиссом, и их троих можно считать основателями нового авангардного стиля - "фовизм" (от les fauves — «дикие»). С Дереном Морис сразу сдружился, они нашли в городе заброшенный ресторан, арендовали под мастерскую и с головой погрузились в живопись.

Вот с таким Дереном (слева) художник познакомился в 1900, а справа фото через 42 года
Вот с таким Дереном (слева) художник познакомился в 1900, а справа фото через 42 года
"Мы наблюдали за городком Шату из окон мастерской: пришвартованные у берега барки, шпиль церкви, лошадей и огородников, переходящих мост со своей морковью и репой. Это была "школа Шату", которая родила в нас основы фовизма..."
"Фовизм не был изобретением, но способом существования. Особой манерой действовать, думать, дышать! Мы с раннего утра шли на поиски мотива вдоль Сены, вышагивая до тридцати километров, и наш энтузиазм не иссякал..."(воспоминания о работе с Дереном)
Морис де Вламинк. Городок на берегу озера. 1907 год. Холст, масло. Эрмитаж, Петербург.
Морис де Вламинк. Городок на берегу озера. 1907 год. Холст, масло. Эрмитаж, Петербург.
Морис де Вламинк Лодки в Шату 1908г
Морис де Вламинк Лодки в Шату 1908г

Фовисты впервые обратили на себя внимание в 1905 году на «Осеннем салоне» и "Салоне Независимых" в Париже - их стали покупать коллекционеры и Вламинк наконец начал зарабатывать живописью, хотя и подрабатывал игрой на скрипке до 1910 года. Он стал вхож во все творческие круги и стал одной из первых фигур парижской богемы:

Амбруаз Воллар (в центре), Морис Вламинк с женой (слева), Марк Шагал, Ида и Белла.
Амбруаз Воллар (в центре), Морис Вламинк с женой (слева), Марк Шагал, Ида и Белла.
Мост в Шату 1909 Морис де Вламинк
Мост в Шату 1909 Морис де Вламинк

Карьера Вламинка складывалась удачно в 20-е и 30-е годы. Однако во время Второй мировой войны была история, ударившая по репутации - в 1941 Дерен и Вламинк с группой художников, которых нацисты не записали в "дегенеративное искусство", как многих авангардистов, посетили в составе делегации Германию. И продали некоторые работы. Им было разрешено продолжать работать в Париже. После войны была попытка обвинить художников в коллаборационизме. Но в 1944 году, Комитет по Оккупации, проведя расследование, снял все обвинения. Думаю, они согласились поехать, чтобы быть на свободе и работать.

Белый парусник в Шату 1907г
Белый парусник в Шату 1907г

Ну и о личной жизни: первый юношеский брак в 18 лет был неудачный, зато во втором Морис нашёл гармонию и прожил с женой Бертой всю жизнь: "Берта, благоговевшая перед мужем, не имела его бурного взрывного темперамента. Это была спокойная, уравновешенная женщина, держалась скромно, и это, безусловно, вносило гармонию в семейную жизнь. Из всех семей художников, которых я знал, семья Вламинков была самая счастливая" (В.Ланге)

Берта (жена) Эдвига (дочь) и Морис Вламинки в Ля Турийер, 1942 г. Снимок Вернера Ланге
Берта (жена) Эдвига (дочь) и Морис Вламинки в Ля Турийер, 1942 г. Снимок Вернера Ланге

Морис де Вламинк прожил 82 года и незадолго до ухода в 1958 году писал: «Я все еще смотрю на мир глазами ребенка. И сегодня самые большие восторги вызывают у меня все те же вещи, что и в детстве: тропинка в лесу, дорога, берег реки, отражение дома в воде, очертания лодки, небо с розовыми облаками...»

Ставьте ❤️ если нравится рубрика "ХУДОЖНИК НЕДЕЛИ". Подписывайтесь на канал об искусстве Лера Солнцева АРТ-ЖУРНАЛ

Морис де Вламинк. История и биография художника в АРТ-ЖУРНАЛЕ
Морис де Вламинк. История и биография художника в АРТ-ЖУРНАЛЕ