Казалось бы, 30е годы были такими далекими от романтики - искусство было рубленным, жестким и должно было работать на пропаганду. Фигуры, даже у женщин, изображались сильными и мускулистыми, черты лица суровыми и "идейными". И, удивительно, что в такое время находились художники , которые видели поэзию в мелочах. работали с ярким и легким колоритом, воспевали простые чувства и... личное удовольствие от жизни!
Сегодня я расскажу о Юрии Пименове (1903-1977)
Родился он еще в царской России в 1903 году в благополучной семье адвоката, но, как и многие молодые люди, встретившие революцию 1917г в самом юном и бунтарском возрасте - воспринял все события с вдохновением, как и новое искусство 20х - он поступил во ВХУТЕМАС и стал работать в самых актуальных направлениях - его ранние полотна были достаточно агрессивны, мрачны, и явно еще учебные и подражательные. А здесь я покажу картины, что он стал писать, уже созрев, как самостоятельный художник - его живопись была не в "трендах", часто близка к импрессионизму и даже иногда к буржуазности. Вкус к жизни, удовольствие, красивые вещи и вкусная еда - всё это он умудрялся вписать в сцены советской реальности и при этом сделать благополучную карьеру советского художника.
А вот и самая знаменитая картина "Новая Москва", а на дворе 1937 год... Возможно, художник хотел видеть такое будущее и верил в него. Здесь явно весна, прошел дождь, уходят тучи и выглядывает солнце, гуляют беспечные люди, что-то пьют за столиками уличных кафе, и красивая и очень нарядная женщина ведет свой новый автомобиль, и на дороге тоже помытые дождем новые машины - реальность, которая советской женщине еще много десятилетий будет недоступна, но он ее изобразил и еще очень заманчивой - как мечту, как мостик в будущее? Как думаете?
Картина 1951 "Утренние покупки", и опять - про изобилие. Огромные астраханские помидоры, яблоки свежее молоко, неощипанная белоснежная птица с рынка. А ведь прошло всего 6 лет после войны - по словам моей бабушки - питались в те годы намного проще и я думаю, такое если и было, то не в каждом доме. Я опять думаю, что художник так выражал желание благополучия людям, ведь картина называется "Утренние покупки", что говорит о том ,что это обычный день и обычные покупки, не на праздник, а просто к обеду:
И даже страсть и эрос в СССР! Очень смелая по тем временам картина, хоть это уже оттепель, и 1965. И не где-нибудь этот поцелуй - а в новой своей(!) квартире и, скорее всего, незадолго до этого молодая семья ютилась в коммуналке за шкафом с родителями, где такая страсть маловероятна. Посмотрите, как изящно одета девушка - ну просто француженка из фильмов Годара:
Июньский десерт на все времена, полнота жизни, ароматов и вкуса:
В конце 50х художник увидел города Европы и вдохновился в целом "другой" жизнью, а впечатления остались на картинах. И опять мы видим неравнодушие к изяществу, цветам, моде, красоте
"...Но если художник поехал в путешествие, он поехал как художник, и он должен начать работать… Нужно, чтобы чужая жизнь, чужая пластика хотя бы немного притерлась к чувству, уму и глазу художника. Тогда начнут проявляться человеческие взаимоотношения и движения людей и машин, и вдруг в незнакомом городе и незнакомом лице вы узнаете знакомую человеческую рабочую повадку, бесконечную ясность детских глаз, кокетливую походку молодой продавщицы. Или, наоборот, что-то определится как явно чужое и уж в этом качестве в дальнейшем и будет узнаваться." Пименов "Год путешествий" 1958
И даже рабочие будни он показывал поэтично, и вот смотрит с высоты крановщик на город , и смотрит он в желанное завтра. Картина так и называется "Район завтрашнего дня" - опять мостик в будущее, где будет красиво, комфортно, будут изящные костюмы, и красивая архитектура, и зеленые парки, и кафе с вкусной едой. Всё это только ещё будет...
Было интересно узнать о художнике? Ставь 👍 Пиши, что понравилось или нет в сегодняшнем выпуске "ХУДОЖНИК НЕДЕЛИ" и подписывайся на канал об искусстве и творчестве Лера Солнцева АРТ-ЖУРНАЛ ❤