В конце 1970-х в мировом кинематографе стал популярным характерный типаж — скромный старичок, нелепо себя ведущий и много пьющий, который в итоге оказывается великим мастером боевых искусств. Таковы, к примеру, магистр Йода в фильме «Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (1980 год), или старый учитель Соу в «Пьяном мастере» с Джеки Чаном (1978 год). Однако десятилетием ранее известнейший советский режиссёр Леонид Гайдай уже показал зрителям в точности такого же персонажа! Только это никто не понял, да и сейчас не все замечают.
Это главный герой кинокомедии «Бриллиантовая рука» (1968 год) Семён Семёнович Горбунков, блестяще сыгранный Юрием Никулиным. Он по ходу действия неоднократно попадает в смертельно опасные ситуации (в буквальном смысле), однако практически никогда не терпит в них никакого ущерба. Хотя его хотят убить матёрые бандиты, применяя для этого самые разные способы. Единственное небольшое исключение — самый финал, когда выпавший из подцепленного вертолётом автомобиля Семён Семёныч (очень похоже на Сан Саныч, не находите? А ведь так звали сэнсэя в фильме «Не бойся я с тобой» 1981 г. — случайность или пасхалка для понимающих?) ломает ногу.
Но задумайтесь, во-первых, легко ли даже просто выбраться из очень тесного багажника советского «Москвича», который раскачивается на конце длинного троса? А сделать это с рукой в гипсе? Но это бы ладно, самое главное — падение с большой высоты. Чтобы выжить при этом, нужно во время этого падения суметь как-то сгруппироваться и приземлиться… правильно, на ноги, а не на голову или спину. Какой-нибудь спортсмен с опытом сотен парашютных прыжков это умеет, он бы и в самом деле имел шанс отделаться всего одной сломанной ногой, а не переломом позвоночника или сломанной шеей. Но вот как это сумел сделать с виду совсем неспортивный немолодой старший экономист «Гипрорыбы»?
В фильме Семён Семёныч постоянно демонстрирует свою недотёпистость и неловкость. Он и упал в Стамбуле совершенно случайно, причём на руку (если бы он ушиб не руку, а, например, травмировал копчик, последующие события просто не произошли бы). И на рыбалке абсолютно случайно отбился от пытавшегося его убить разными предметами Геши. Помните, как в фильмах мастера боевых единоборств «случайно и неловко» отмахиваются от нескольких нападающих на них бойцов? Геша, конечно, боец не слишком умелый, но тем не менее он профессиональный преступник, не останавливающийся перед убийством. К тому же, он стоял у Семён Семёныча за спиной и мог выбрать момент для одного-единственного удара, ставшего бы смертельным. Вот только Семён Семёныч всё время словно бы чувствовал его движения и этот удар нанести мешал.
Особенно характерна сцена в ресторане «Плакучая ива». Вот там Семён Семёныч показал самого настоящего «пьяного мастера», можно даже сказать классического. Он, вроде бы упившийся до невменяемости, лезет на сцену и поёт весёлую песню, не замечая никого вокруг. Вот только пытающийся его со сцены стащить Геша получает то ботинком по челюсти. Ну и наконец, махач в авторемонтной мастерской. Два бандита, один из которых вооружён длинным тяжёлым предметом, против одного обычного человека… сколько бы эта драка продолжалась в реальности и каким был бы её исход? Вот именно. А Семён Семёныч не дал себя убить и успешно сбежал… недалеко, правда. Его перехватил сам зловещий Шеф, после чего жертву связали и запихнули в багажник.
Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, что конкретно до этого момента можно было инкриминировать Шефу? Своё золото он вполне успешно легализовал, якобы случайно найдя клад. Никаких доказательств того, что Шеф возглавляет банду контрабандистов и убийц, у советской милиции на тот момент не было, иначе его бы арестовали намного раньше. Зато финал расставил всё по местам, теперь такие доказательства появились, не зря же Лёлик орал: «Сядем все!» И тут возникает вопрос — а так ли случайно Семён Семёныч в незнакомом городе в нужное время оказался именно перед лавкой контрабандистов и более того, упал перед ней именно так, как должен был упасть Геша, имитируя травму руки?
Всего один раз ловко изображающий растяпу Сан Саныч… извините, Семён Семёныч проговаривается. В разговоре с офицером милиции Михаилом Ивановичем, когда тот даёт ему пистолет, Семён Семёныч замечает: «С войны не держал в руках оружия». Чтобы сгладить впечатление (В том числе чтобы избежать вполне закономерного вопроса «в каких войсках служили?» В свете всего вышеперечисленного, вполне возможно что и в СМЕРШе…), он немедленно совершает очевидную глупость, пихая полученный пистолет в авоську, на что ему указывает Михаил Иванович.
На кого же работал очень серьёзный профессионал (настолько убедительно валять дурака мог только настоящий мастер), скрывавшийся под крышей «Гипрорыбы» (кстати, совершенно реальная проектная организация при Минрыбхозе СССР)? Явно не на милицию, последнюю руководство Семён Семёныча всего лишь использовало по назначению, сдав им банду Шефа. Так что тут остаётся простор для догадок. Ясно лишь одно, настоящий гений имперсонации (сидя в такси он не только вёл себя как до смерти испуганный простофиля, но даже ведёт соответствующий роли внутренний диалог) и боевых искусств явно принадлежал к какой-то крайне серьёзной организации. И даже не факт, что советской.