Вы наверняка слышали про Stone Island и видели его узнаваемый шмот с патчем на рукаве. В таком, например, регулярно появлялся Пеп Гвардиола или Луис Энрике.
STONE ISLAND - важная часть футбольной культуры. Когда-то бренд был безумно популярен среди хулиганов болельщиков и до сих пор остаётся культовым и уважаемым футболе.
Но в чём фишка конторы и её продукции? Кто создал эту компанию? Почему шмот с патчем стали котировать Ультрас?
STONE ISLAND основал итальянец Массимо Ости. Он начал работать в креативной индустрии в качестве графического дизайнера в 60-х годах. Однажды Ости поручили разработать футболки с принтами для бренда одежды Анна Гобо. Он справился с задачей, используя передовые на то время методы:
- шелкографию - это печать на поверхности с помощью продавливания красок через трафаретную форму;
- четырёхцветную автотипию - это преобразование обычных полутоновых изображений в штрих.
Эта работа побудила Массимо к собственным экспериментам с одеждой. С помощью новых технологий он стал окрашивать вещи и проводить опыты с материалами.
- Так в 1971 году, за 11 лет до появления STONE ISLAND, Ости Решил создать бренд Chester Perry.
- Название взял в честь героя комиксов.
Массимо был не модельером, а скорее революционером и экспериментатором. Он изобрёл свою технологию окрашивания Garment dye.
Раньше цветную одежду пряли из ниток разных цветов, а итальянец додумал собрать готовую вещь и окунать её в сосуд с красками; после этого её обрабатывали специальными материалами, чтобы придать ткани необходимые свойства:
- водостойкость,
- износостойкость и так далее.
На выходе получалась одежда необычного цвета и вида.
В 1973 году Ости расширился. Чтобы выйти на новый уровень он построил лабораторию и нанял химика.
- Это позволило более активно экспериментировать с тканями и окрашиванием.
- Внутри был цех, где работали с футболками, свитерами, куртками, рубашками из разных материалов от льна до нейлона.
- В целом опыты Chester Perry с тканями были успешными.
Контора придумала хорошую альтернативу шерстяному пальто, которое носили почти все в семидесятые.
- Ости переделал нейлоновый пуховик альпинистов в куртку для города. Нейлон он заменил на габардин - более лёгкую и мягкую ткань, которая после специальной обработки становилось водонепроницаемой.
Все вещи бренда отличались от того, что предлагали конкуренты, и привлекали к себе внимание, поэтому стали пользоваться популярностью у модников не только в Италии, но и в Европе.
- В 1978 году после иска английских брендов Честер Барри и Фред Перри пришлось изменить название конторы Массимо Ости. Выбрали сокращённый вариант - C.P. COMPANY.
- Эта компания существует до сих пор, их фирменная вещь - куртка с линзами на капюшоне. Вы такие тоже наверняка видели.
Ости был помешан на экспериментах. Он хотел повысить износостойкость тканей и сделать одежду менее чувствительной к внешним факторам вроде дождя и солнечных лучей.
- Массимо вдохновлялся спецодеждой и экипировкой военных. Ему нравилось, что данная продукция функциональна и создаётся для конкретных целей.
STONE ISLAND возник случайно в 1982 году.
на склад C.P. COMPANY завезли ткань Tela Stella, из которой обычно делали тенты для грузовиков. Материал выглядел неплохо, но не вписывался в стиль бренда.
- Тогда Ости сделал капсульную коллекцию из семи курток под названием STONE ISLAND, которая со временем превратилась в отдельный бренд
В STONE ISLAND Ости реализовал свои военные фантазии, а также продолжал эксперименты с красками и тканями.
- Рукав вещей нового бренда стал украшать съёмный патч на пуговицах, как дань уважения шевронам.
- На вышивке нанесли логотип в виде розы ветров, а название Stone Island (каменный остров) вдохновлено романами английского писателя Джозефа Конрада, который в книгах рассказывал о путешествиях.
В инновационном подходе C.P. Company и STONE ISLAND потенциал увидел предприимчивый итальянец Карло Риветти и в 1983 через семейную фирму GFT купил 50% компании.
- А в 1991 году Риветти стал 100% владельцем конторы и двух самостоятельных брендов.
В арсенале STONE ISLAND и сейчас есть много технологичных вещей:
- куртки с металлическим внешним видом способны отражать свет.
- Куртки, созданные на основе ткани, которая меняет цвет в зависимости от температуры воздуха, она ещё переносит любые порывы ветра и сохраняет тепло независимо от погодных условий.
Над новыми идеями трудится подразделение Lab. Оно отвечает за безостановочные и передовые исследования в области волокон и ткани. Настоящая научная лаборатория!
STONE ISLAND появился в подходящее время
Во-первых, 80-е в Италии образовалась субкультура "Панинаро" - молодые модники собирались в районе кафе быстрого питания "Альпанино", недалеко от площади Сан-Бабила в Милане.
- Причастные к тусовке полюбили STONE ISLAND вдобавок к другим люксовым маркам: Versace и Moncler.
- Некоторые "Панинаро" были футбольными фанатами и входили в группировки Ультрас, например, Интро и Милана. Соответственно на стадионе они гоняли в "Стонике"
Во-вторых, английские фанаты в 70-80-х гг. стали ездить на Еврокубки и выезды в Италию и Францию. Среди первых были фанаты Ливерпуля.
- Фанов впечатлил стиль иностранцев и они стали захаживать в бутики.
- Домой болелы привозили вещи люксовых брендов, в том числе STONE ISLAND. Для них это был своеобразный трофей с выезда.
В те же годы в кругу британских фанатов сформировалась субкультура "Casual". Они катали на гостевые матчи с командой и часто дрались.
- Футболки любимых клубов они не носили, чтобы не палиться, заодно предпочитали дизайнерскую одежду европейских брендов.
Летом стиль "Casual" состоял в основном из теннисной одежды, спортивных костюмов SERGIO TACCHINI и поло Фред Перри, но в холодное дождливое время нужен надёжный шмот.
- Stone Island идеально вписался со своими тёплыми водостойкими куртками и анораками.
Одежда итальянского бренда была прочной и не рвалась в первой же драке. Фанаты заценили качественный продукт.
"В Британии ужасная погода по сравнению с Италией - для нас это плюс. Мы очень хорошо продаём на севере Европы, но плохо с продажами, например, на Ближнем Востоке, где погода не для STONE ISLAND."
босс-компании Карло Риветти
Хулиганам также дико зашёл патч. Он стал опознавательным знаком - можно было сразу понять, кто из субкультуры. В в случае полицейского рейда шеврон легко снимался - вариант раствориться в толпе.
Ближе к девяностым правительство Маргарет Тэтчер прижало фанатов после серии эпизодов.
- В 1985 году случилась трагедия на стадионе "Эйзель".
- Во время финала Кубка европейских чемпионов, где встречались Ливерпуль и Ювентус.
- За час до матча болельщики мерсисайдцев пролезли через разделительное ограждения к фанатам Юве.
- Итальянцы принялись убегать с террасы стадиона, в результате чего обрушилась опорная стена трибуны.
Погибли 39 человек, а многие другие оказались ранены.
- В том же году были беспорядки в «Кенилуорт Роуд» - домашнем стадионе "Лутона".
- После четвертьфинала кубкового матча "Лутон" "Миллуолл", фанаты обезумели, став вырывать кресла и крушить всё вокруг.
Политики ужесточили законы: фанатам - хулиганам стала грозить тюрьма. Люди остепенились, а субкультура "Кэжуалов" начала распадаться.
- Кстати на чуваков, которые носят STONE ISLAND иногда распространялись некоторые санкции.
- Например, их просто могли не впустить в кафе, чтобы избежать возможных беспорядков.
Но "стоник" всё равно остался символом футбольных фанатов, во многом благодаря продуктам поп-культуры, книгам и кино.
в легендарных картинах "Фабрика футбола" и "Хулиганы зелёной улицы" герои носили вещи "Стон Айленд". Эти фильмы вызвали интерес к бренду и в России. Сюда дух субкультуры пришёл с опозданием, где-то в начале нулевых.
У нас тогда все дворы наводнили палёные шмотки Стон Айленд, а некоторые ребята, чтобы казаться круче, вообще тупо пришивали патчи со стоником на спортивный костюм других брендов.
После заката Casual в Бренд стал популярен в других движениях. В середине 90-х на хайпе был брит-поп, ярким представителем этого жанра была группа Оазис.
- Её основатели Ноэл и Лиам Галлахер болеют за Манчестер Сити и любят Stone Island до сих пор.
- Чуть позже итальянский бренд полюбили английский рэперы.
Карло Риветти вспоминает, что Стон носили футболисты 90-х, например, Эрик Кантона.
"Он покупал вещи в английском магазине и дал нескольких интервью на ТВ в нашей одежде. Да, Кантона определённо продвигал наш бренд, причём бесплатно."
вспоминал Риветти
Стон и сегодня пользуется уважением в футбольной среде, правда уже далёк от хулиганов. Сейчас у Стоника репутация люксового бренда, который ценят за качество и функциональность, ценник у шмота соответствует.
- Куртки и жилетки стоят от 900 евро до 4.000,
- штаны 300-600 евро,
- футболки 100-200 евро,
- свитера, кофты, кардиганы 300-500 евро.
Из тренеров главный поклонник бренда - Луис Энрике.
- До него был Пэп Гвардиола, но сейчас из-за контракта Ман сити с Dsquared2 каталонец больше не носит вещи с патчем стоника перед камерами.
В декабре 2020 года модный гигант Moncler почти за миллиард долларов выкупил 70 процентов акций Stone Island, которые принадлежали Карло Риветти и его семье.
- Примерно 490 миллионов выплатили наличными, остальную сумму отдали в виде почти 11 млн акций Монклер, благодаря чему Риветти вошёл в его совет директоров.
- В плане иерархии Stone Island ничего не изменилось, Карло остался боссом и креативным директором бренда.
Его семья ещё с 19 века занималась пошивом одежды и имела крупную фирму GFT.
- Когда Карло получил образование, то вошёл в семейный бизнес.
- В 1983 году именно по его инициативе GFT купила C.P.Company.
- Учитывая, что Стон Айленд появился, как ответвление от цепи, новый бренд Риветти развивал вместе с Ости почти с нуля.
- В 90-х Массимо ушёл из компании и Карло стал единоличным боссом. В семье Риветти обожают футбол, дед Карло в своё время был президентом Торино.
Его звали Енрико Мароне Кинзано и это очень важный человек для клуба.
- Мароне пробыл у руля команды 4 года, при нём Торино взял первое в истории Скудетто в 1928 г., ещё при Кинзано построили стадион "Филадельфия" - первую частную футбольную Арену в Италии
Карло Риветти признался, что болеет за Интер, часто смотрит футбол по телевизору и любит гонять на английский стадионы, особенно на у "Олд Траффорд" и "Энфилд".
- Ещё он был капитаном университета на чемпионате Европы среди студентов предпринимателей.
- В своей любви к футболу Риветти зашёл далеко, купив FC Modena, выступающую в третьем дивизионе Италии.
Стоит сказать, что Stone Island пользуется какой-то бешеной популярностью в России, несмотря на высокий прайс.
- У нас очень развит рынок б/у вещей, продавцы гоняют в аутлеты в Европу и затаривают огромные партии, мониторят западные аукционы, прочёсывают секонд-хенды.
- В социальных сетях большое количество пабликов, где люди покупают и продают одежду с заветным патчем на рукаве.
- Ценник за поношенную вещь в хорошем состоянии, например, кофту редко опускается ниже 10.000.
- Несмотря на это, такие лоты просто сметаются с полок за считанные минуты.
Изучая рынок, я был дико удивлён - такого спроса ни на один бренд я не видел.