У Соньки на повестке дня Гайдар. На улице последние тёплые деньки, скоро в школу, а она дома сиднем-сидит, носа на улицу не кажет, так баба Фёкла сказала соседке сегодня. Сначала была «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Военная тайна», а сегодня самое интересное началось - «Тимур и его команда».
- Соня, подь за Андрейкой посмотри, матерь с отцом на работе, а мне в курятник надобно, - слышится приказ бабки.
- Да, что ж такое-то! – думает Сонька. - Почитать не дадут. Всем чего-то надобно. А тут такое начинается. Такое!
Но у её бабули не забалуешь. Вообще книгу отберёт, коль не послушаешься. Придётся идти.
Сначала с братишкой нянчилась, потом в магазин была отправлена, затем отец с матерью пришли, пришлось им помогать лук и чеснок выдирать с грядок, обедали, разговоры разговаривали – всё без толку. Только время зря прошло – книгу так и не дочитала. Вскоре Санька с улицы прибежал, начал дразниться:
- Сонька – засонька,
Ты пропой тихонько,
Как ты дома сидишь
И ушами шевелишь.
Ему недавно отец про рифмы рассказал. Вот и тренировался братец, придумывая всякую ерунду.
Соньке стишок не понравился, и она заехала братишке в нос. Тот, конечно, ответил – получилась драка. Да, не шуточная такая. Отцу пришлось разнимать сладкую парочку. Саньку заставили возле двора подметать , а Соньку – посуду мыть. Каждый получил своё. Книга так и не дочиталась. Сама себя она что ли читать станет?
После всех этих дел времени для чтения уже и не было. Сумерки в окошко глянули, а потом домашние и спать улеглись. Одна Сонька всё ворочалась – не спалось девчонке, думалось и думалось:
- Как там Тимур с Квакиным-то? Что дальше будет? А Ольга какая вредная-то!
Наконец она сползла с кровати, тихонько стянула со стола книжку и устремилась в сени. Туда отец совсем недавно свет провёл, поэтому в нём недостатка не было. Закутавшись в бабкину рабочую телогрейку, Сонька устроилась на мешках с картошкой.
И пропала! Она была уже не здесь. Вместе с друзьями Тимура помогала семьям красноармейцев, воевала с Квакиным и Фигурой, неслась на мотоцикле с Тимуром к отцу… Она теперь не Сонька, а Женя!
- Этой что же здеся деится-то? Ты и не ложилася поди, полуночница? Поглядь-ка светло ужо. Это что ж дитём такея, с ума сойдЕть с энтими книжками. А ну спать!
Сонька очнулась и глянула в окно. И правда, на улице уже светло. Баба Фёкла встала кур кормить, а телогрейки её нет. Застала она внучку на месте преступления.
Сонька и в комнате не сразу спать легла. Она сначала дочитала книгу, а только потом, свернувшись в клубочек, провалилась в сон.
***
Проснулась поздно. Бабка заставила вымыть полы в доме, в сенях и на крыльце. Пока работала сама с собою вела беседу:
- Что ж за жизнь-то скучная стала. И помочь некому – ни войны тебе, ни старух немощных, ни малышей – сирот. Обязательно найти надо, кому помочь. А то так и жизнь зазря пройти может. Помрёшь и никакой о тебе памяти. А так, может, книжку напишут, помянут словом добрым. Нет, надо что-то придумать. Не век же полы мыть...
И придумали. Вместе с Санькой выдумали, как в пользу принести деревенскому народонаселению. Братец домой вернулся к обеду. Тут и встретились, помирились, покаялись. Санька Соньке нос, вчера разбитый, простил, а она ему рассказала о гайдаровском Тимуре.
- Сонь, а давай мальчишек соберём и тоже так будем. Я вчера видел, как дед Игнат за спину держится и дрова складывает. Его все в гости уехали, один он дома. Видно, спину прихватило.
Сонька подумала и согласилась. А что! За неимением ничего подойдёт и дед, пока что одинокий. Нужно делать добро, пока не стало совсем поздно.
После обеда вся компания Санькиных друзей, мальчишек пять-шесть, во главе с Сонькой Санькой, были у дома деда Игната. Повезло! У ограды не было никого, а поленница дров была не доложена. Трудились геройски, с огоньком и шуточками. Уложили дровишки минут за двадцать и разочарованно остановились:
- Это всё? Маловат фронт работ оказался!
- А пойдём к моей бабке. Она одна живёт. Мы-то в другом доме. Вчерась жалилась, что ей мы плохо помогаем. Пусть удивиться сегодня – в баню просила воды натаскать, - предложила Андрей, лучший Санькин дружок.
Рванули на окраину деревни. И остановились….Где ж вёдер столько достать?
- А, у бабули в сараюшке их полно! – пообещал добрый внук.
Хозяин выдал каждому новоявленному тимуровцу по ведру. Два из них были под воду, в остальные, видно, Андрюхина бабка картошку копала, помои сливала, словом, использовала для нужд хозяйственных. Да кто ж на это обращать внимания станет! Главное, вода не течёт из них.
Колонка была далеко, поэтому пришлось повозиться, пока бочку до краёв наполнили. А два ведра рядом еще поставили – под холодную.
Усталые и довольные, они шагали домой.
А там уж шум до потолка! Во дворе бабка, отец да дед Игнат:
- А вот оне. Явилися - не запылилися. Соседи видели, как они дрова у меня складывали.
- Сейчас благодарить станет, - подумала Сонька.
- Конфет даст за работу, - замечтался Санька.
А дед орал:
- Рухнули дрова-то! Сразу, как они ушли. Как попало накидали, даже клетку не выложили. Рухнули вместе с теми, что и я складывал. Ну, что за пакостники! Вредители! Главное, я б и не знал, кто это мне помог – дома не было. Видели, что банда была с вашими во главе.
- Не будет благодарности! – смекнула Сонька
- И конфет не дадут,- подвёл горький итог её брат.
А тут во двор Андрюхина бабка.
- Тимофееич! Да что ж такое-то? Ваши вместе с моим внучком, олухом царя небесного, испоганили мене весь бак в бане. Натаскали воды полнёхонький, а она вся грязная да жирная. Мне ж теперь этот бак, чтобы вымыть, до белых мух хватит. Как такой водой мыться-то? Теперь вычерпать всю воду надо, а потом бачок с мылом драить.
- Лидия Ивановна, как напакостили, так и исправлять будут! Идите домой! Не расстраивайтесь. Сделают всё. Коль сегодня не успеют, завтра день будет, потому как у них тут еще в одном месте работа образовалась, - сказал отец.
Дед Игнат и бабушка Лида ушли вместе, ворча и жалуясь уже друг другу на нежданную помощь.
А Соньке пришлось начать своё повествование об организации тимуровского движения в одном отдельно взятом сибирском посёлке. Отец, слушая её, то улыбался, то недовольно головой качал:
- Выходит дело, Гайдар виноват, а не ваша дурная головушка. Иногда думать надо, прежде чем делать. Хотели добро сотворить, а что получилось-то…
А баба Фёкла ехидно приговаривала:
- Разве ж книжки енти ночные чему хорошему научат. Спать надо, а она на мешках в сенях глазья портить. А за дурные дела платить надобно. Вы б сперва глянули да научились, как поленницы класть – тут не кажный сумееть. Дела с умом справлять треба. А вы?
- Научатся, Фёкла Васильевна! А ну, собирайте свою банду. Пойдём исправлять то, что натворили.
Два дня работали ребятишки. Под руководством отца и деда Игната дрова укладывали, потом – из бака водицу грязную вычерпывали, мыли его и снова наполняли.
Устали знатно. А тут дома мама:
- А, ну тимуровцы, воды мне на стирку наносите. Много надо – дорожки стирать буду.
Ни сна, ни отдыха измученным детишкам. Да, ещё и посмеиваются кругом.
А виноват во всём Гайдар! И только он!
Предыдущие рассказы из серии "Неслухи" по ссылке:
Рассказы из серии "Диалоги Рыжего" по ссылке
Добро пожаловать на канал.Читайте, подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Это помогает развитию канала.
Для связи и сотрудничества: svekrupskaya@yandex.ru
Грубость, ненормативная лексика на канале запрещены.
Копирование текста и его фрагментов без разрешения автора запрещено.