В Санкт-Петербурге намыли сад и площадь
Вопреки расхожему мнению, намывные технологии - отнюдь не современный тренд. Все прежде всего слышали об опыте Голландии, отвоевавшей у моря седьмую часть страны. Но и у нас такие методы применяли на практике ещё в Петровскую эпоху. Самые известные достопримечательности Северной столицы, созданные на насыпе (термина "намыв" тогда ещё не существовало), - это Летний сад, Троицкая площадь, Тучков Буян.
- Петербург возводили на очень низких отметках, он часто затапливался, - рассказывает Metro Юрий Шевчук, руководитель Северо-Западной общественной экологической организации "Зелёный Крест". - Без насыпа строительство было бы невозможно. О том, насколько город подрос, можно судить хотя бы по Петропавловской крепости: там есть исторические отметки об уровнях наводнений.
Со временем, отмечает эксперт, технологии стали более совершенными, и имперский тренд на создание искусственных земельных участков возродился уже в советский период, а затем и в нынешнее время. Гребной канал, парк 300-летия Петербурга, метро "Приморская", гостиница "Прибалтийская" - эти и другие объекты выросли именно на намытых территориях.
Владимир Линов, доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ, отмечает, что намывные технологии - это не просто устоявшаяся общемировая практика, а необходимость. Как минимум для гармоничного развития транспортной системы Петербурга.
- Строительство ЗСД показывает, как город нуждается в связях между северными и южными районами. Они по-прежнему идут через исторический центр, что ухудшает транспортную обстановку, - говорит эксперт. - По этой причине в течение XX века постоянно возникало желание какие-то части мелководья использовать для осушения и нового строительства. Было даже предложение создать цепочку островов до Кронштадта и проложить по ним мосты и дороги.
В 2011 году началось активное освоение территорий, которые в итоге стали южным намывом на Васильевском острове
Новый Васильевский
Сегодня в авангарде намывной темы выступает Васильевский остров, где завершается проект так называемого поднятия высотных отметок, который был утверждён Генеральным планом Санкт-Петербурга ещё в 2005 году. Намывные участки там глобально делят на южный и северный. В первом случае активное освоение стартовало в 2011 году параллельно со строительством ЗСД, а общая площадь составила 476 га. В частности, здесь возводится масштабный жилой комплекс "Морская набережная" (застройщик ООО "ЛСР. Недвижимость - СЗ") - современный микрорайон с хвойным парком и благоустроенной набережной.
На севере уже полностью сформирована часть, предназначенная для инженерной инфраструктуры, завершается строительство ограждающей дамбы. Там планируют возвести квартал "Новый Васильевский". Оба проекта реализует крупнейший на Северо-Западе по объёмам текущего строительства (данные ЕРЗ) холдинг "Группа ЛСР", в состав которого входит уникальный флот, способный добывать со дна морской песок и осуществлять качественные намывные работы.
Как отмечают эксперты холдинга, качество в намыве не менее важно, чем в самом домостроении. Необходимо выбирать оптимальные и безопасные методы, снижающие негативное воздействие на окружающую среду до минимального. Но даже при этом существует строгий дополнительный контроль: ведётся постоянный мониторинг различных показателей. Кроме прочего, застройщик регулярно выполняет компенсационные мероприятия, выпуская в акваторию мальков ценных видов рыб.
Поскольку и южная, и северная территории являются частью масштабного проекта комплексного развития "Морской фасад", то предполагается появление единой комфортной городской среды с готовой транспортной, торговой, социальной инфраструктурой, создание новых рабочих мест. Часть обязательств на себя берёт город, часть - застройщики. Так, "Группа ЛСР" обеспечит так называемый южный намыв четырьмя детскими садами и тремя школами, а на севере построит восемь дошкольных учреждений и четыре общеобразовательных. Первый детский сад в составе ЖК "Морская набережная" на 320 мест компания сдаёт уже в этом году. И в южной, и в северной части появится по поликлинике.
Известные намывы в мире
1. Одайба (Япония) Крупный искусственный остров в Токийском заливе, соединённый Радужным мостом с центром Токио. Для создания использовался переработанный мусор.
2. Семакау (Сингапур) Сингапур активно использует технологии создания новых территорий. В частности, сейчас возводится остров из мусора Семакау.
3. Сан-Франциско (США) В столице Кремниевой долины намыли несколько новых районов, включая Хантер-Пойнт.
4. Сянган (Гонконг) С 1990 года активные работы по намыванию новых территорий идут в Гонконге. На большом массиве суши разместился международный аэропорт Чхеклапкок
Нина Петрова