Найти тему
Okko

Похмельные зомби, непонятый гений и неуклюжий Бонд: 10 лучших фильмов-пародий

Оглавление
Кадр из фильма «Странный Эл», реж. Эрик Аппель, 2022
Кадр из фильма «Странный Эл», реж. Эрик Аппель, 2022

Пародии — благодарный жанр, который весело смотреть и профессионалам, и любителям. Всем смешно, вне зависимости от степени знакомства с оригиналом. Фильмы-пародии обычно работают с устойчивыми жанрами: высмеивают мелодрамы или боевики. Но иногда достается и отдельным франшизам, и даже героям. Вспоминаем 10 самых разбитных и полюбившихся пародий.

«Странный Эл»

-2

«Странный Эл» просто обязан возглавлять парад сегодняшних пародий, потому что это не просто пародийный байопик, это пародийный байопик о пародисте, который в своей музыкальной карьере глумится над популярными хитами. Начинается всё с жанровых клише: вот Странный Эл Янкович еще ребенок, который хочет заниматься музыкой, но отец его, конечно, против (пусть лучше идет на фабрику). Вот его мать, которая, конечно, за, втихую покупает пацану аккордеон. А после следуют обязательный случайный прорыв на радио и слава. Вдоволь наигравшись, фильм оставляет знакомую схему, едва герой достигает пика славы, и самозабвенно скатывается в приключенческую дребедень, которая отлично передает и всю суть пародийных песен самого Странного Эла: смешных, отлично сделанных и совершенно абсурдных.

«Странный Эл» стал режиссерским дебютом Эрика Аппеля, а вот Дэниэлу Рэдклиффу, который играет заглавную роль, сниматься в пародиях не впервой, здесь он, пусть и чудной, но хотя бы живой. То ли дело «Человек — швейцарский нож», где Рэдклифф играет мертвеца, или «Пушки Акимбо», где он в роли интернет-тролля нарывается на любителей игр на выживание. Сценарий для «Странного Эла» вместе с Аппелем написал сам Янкович, и это только добавляет всей истории шарма: ведь теперь пародия становится автопародией, и ее это только красит.

Смотреть в Okko

«Зомби по имени Шон»

-3

Зомби-хоррор «Зомби по имени Шон» Эдгар Райт снимает по сценарию одного из своих постоянных актеров и коллег (и друзей) Саймона Пегга. В фильме речь идет о двух друзьях, Шоне и Эде, которые просыпаются с бодуна и не сразу понимают, что произошло. По ходу дела они соображают, что город захватили зомби, встречают еще несколько своих знакомых и пытаются как-то выжить в том единственном месте, в котором чувствуют себя в безопасности, — в пабе. Да, на деле Райт не только пародирует зомби-апокалипсис, но и с долей иронии рассказывает о сакральных местах английского мужчины.

Идея пришла Райту и Пеггу во время совместной работы над телевизионными сериями «Долбанутых», там тоже был эпизод с зомби, но первоисточником послужила классика жанра — «Ночь живых мертвецов» Ромеро. В своей книге «Похмелье» автор Шонесси Бишоп-Столл, говоря о фильме, сравнивает зомби-апокалипсис с одним из тягчайших проявлений типичного для любителей пабов недомогания. Вероятно, это Райт и Пегг тоже имели в виду, как и еще десяток смыслов, которые здесь без труда можно отыскать. Зомби, конечно, наступают, но ни о дружбе, ни о любви авторы картины не забывают, так что хоррор тут отлично уживается с мелодрамой и бадди-муви.

Смотреть в Okko

«Типа крутые легавые»

-4

Сложно остановиться всего на одном фильме Эдгара Райта, к тому же обе картины входят в трилогию «Кровь и мороженое». Мы снова в небольшом городке, но теперь здесь орудуют не зомби, а секта, а Райт пародирует детективы и мистические триллеры с долей экшена. Двух главных героев, как и в «Зомби по имени Шон», играют Саймон Пегг и Ник Фрост. Теперь они, как можно понять из названия, легавые. Им и предстоит разобраться со всей чертовщиной, которая творится в городке.

Если в «Зомби по имени Шон» Райт по контрасту совмещал мотивы хоррора и «похмельного» кино, то здесь он работает с куда более давнишней традицией английской пародии, которую в двух словах можно описать так: на фоне идеальных газонов милые старушки и их благочинные супруги творят беспредел. Традиция здесь важна еще и потому, что в Соединенном Королевстве есть специальное место, чтобы производить подобные фильмы, — студия Ealing. Снималась на ней такая классика британского кино, как «Море виски» и «Замочить старушку». И на ней же вышла еще одна уморительная британская пародия — «Летающий цирк Монти Пайтона» Терри Гиллиама. И хотя «Типа крутых легавых» Райт делал в другом месте, на студии Ealing он снял и «Зомби по имени Шон», и «Прошлой ночью в Сохо». Будем надеяться, что вскоре снимет там и еще что-нибудь.

«Очень страшное кино»

-5

Классика пародий 2000-х, которая стала реакцией на заполонившие экраны ужасы о старшеклассниках в 1990-х. И в этом смысле «Очень страшное кино» — настоящий каталог приемов. Есть тут и отдельные предметные элементы типа маски из хоррор-франшизы «Крик». Есть сюжетные мотивы с антагонистом-мстителем, который преследует главных героев, — прямая отсылка к «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Есть множество других расхожих приемов и ситуаций, которые уже тогда стали штампом, но до сих пор кочуют и встречаются в современных представителях жанра.

«Очень страшное кино» стало самой известной картиной режиссера Кинена Айвори. И несмотря на то что картина всего лишь пародирует хоррор, это фильм не для слабонервных: такое количество шуточек ниже пояса и насилия нужно еще поискать. И всё же это образцовый пример пародийного жанра — утрированного, откровенно фарсового и эксплуатирующего сексуальность, — которое появилось далеко не в нулевые. И следующий фильм — отличное тому доказательство.

Смотреть в Okko

«Голый пистолет»

-6

Хит 1988 года, вдохновленный сериалом «Коломбо» и франшизами о Бонде и Грязном Гарри. После его выхода повсеместную популярность обрел не только сам фильм, но и седовласый комик Лесли Нильсен, который и исполнил в нем главную роль. Нильсен сыграл лейтенанта Фрэнка Дребина, который для начала устраивает переполох где-то за тридевять земель (привет, Джеймс Бонд), а потом возвращается в родной участок в Лос-Анджелесе и продолжает сеять хаос и беспорядок уже там.

Будет здесь и прекрасная девушка, и непристойности, и фарсовые погони, и даже бейсбольный матч. Но «Голый пистолет» пойдет дальше пародии отдельных жанров и во всей красоте возродит на экране традицию старой доброй слэпстик-комедии, которая была известна зрителям с самого зарождения Голливуда. Всё, на чем можно поскользнуться и что можно бросить друг в друга, пойдет здесь в ход, и если вам от этого смешно — этот фильм для вас.

«Жаркое американское лето»

-7

Этим летом в лагере «Файрвуд» жарко. Нужно во что бы то ни стало подготовить самый крутой конкурс талантов, разобраться с парой-тройкой влюбленностей, выяснить, почему Джей Джей равнодушен к девушкам, а попутно еще и спасти лагерь от летящей в сторону Земли станции «Скайлэб». Как можно понять из описания, эта пародия заигрывает с еще одним направлением в кино — так называемыми эксплотейшенами. Это такие специальные фильмы, которые предназначены для нишевой аудитории и сняты, как правило, без большого финансирования. В «Жарком американском лете» большего всего проявляется тинсплотейшн, то есть кино для подростков и о подростках с их каждодневными проблемами: сексом, дружбой, предательством, влюбленностями и поездками в летние лагеря (почти как в «Грязных танцах», только совсем без взрослых).

Когда в 2001 году «Жаркое американское лето» вышло на экраны, то особенного успеха не имело, а отзывы критиков оставляли желать лучшего. Но время шло, и картина постепенно обретала статус культовой, во многом благодаря актерскому составу: в фильме снялись Пол Радд и Брэдли Купер (в одной из первых своих экранных ролей). Собственно, популярность картины настолько окрепла к середине 2010-х, что Netflix выпустил аж два сериала, обрамляющие фильм: «Первый день лагеря», который предваряет действие «Жаркого американского лета», и «10 лет спустя», который стал его сиквелом.

«Магазинчик ужасов»

-8

С «Магазинчиком ужасов» произошла схожая история. В далеком 1960 году его задумывали как хоррор-эксплотейшн. Сделан он был, как и полагается, на коленке и без средств, но, как и «Жаркое американское лето», нашел своих поклонников. И одним из ключей к успеху стала решимость режиссера Роджера Кормана сделать из фильма пародию. Дело в том, что денег не было даже на порядочную бутафорию, а по сюжету она требовалась. Корман всего-то довел дефект до эффекта и вместо того чтобы делать хоррор — спародировал его.

По сюжету работник цветочного магазина притаскивает однажды невиданное растение. Что с ним делать — непонятно. Но вот однажды на его листву попадает кровь, чему цветок жутко рад. Он растет и просит еще (да, в какой-то момент он начинает горланить: «Покорми меня!»). Крови из пальца цветку уже недостаточно, ему нужен человек целиком, что и приводит к серии убийств. Картонность цветка и неуклюжесть его странного «раба» превращают это всё в довольно уморительное зрелище, тем более что Корман добавляет в сюжет щепотку социальной сатиры. Вынужденная пародия оказывается ничуть не хуже намеренной.

Смотреть в Okko

«Агент Джонни Инглиш»

-9

Этот агент, может, и не так известен, как Джеймс Бонд, но уж точно не менее любим. Джонни Инглиш — всего-то скромный служащий британской спецслужбы М17. Никакой он не оперативник, по крайней мере поначалу, хотя очень мечтает им стать. Он неуклюж и добросердечен, но ряд обстоятельств вынуждает Инглиша пойти на довольно жесткие меры, ведь теперь он один может защитить Англию от коварных планов французского миллиардера Паскаля Соважа (Джон Малкович).

«Агент Джонни Инглиш» — не только пародия на шпионские фильмы о секретных агентах вроде Бонда, но и возможность посмотреть на блистательного Роуэна Эткинсона в действии. Тем более что образ Инглиша не просто отталкивается от особенностей комической игры актера, но строится на ней. Эткинсон с создателями после успеха картины решили не ограничиваться одним шпионским фильмом и благополучно расширили серию об Инглише до трилогии, перед которой трудно устоять, так что ограничивать себя точно не советуем.

«Агент 117»

-10

Еще одна шпионская пародия, на сей раз сделанная во Франции (а это значит, что к Бонду нужно обязательно прибавить еще и Фантомаса). Главный герой, агент 117 в исполнении Жана Дюжардена, на Эткинсона совсем не похож, он хорош собой, крепко сложен и находится будто в полушаге от настоящего спецагента. Но он оказывается в пучине гиперболизированных шпионских страстей и глупых ситуаций, которые в итоге и не дают принимать его подвиги всерьез. Правда, в отдельных сценах агент 117 от Бонда неотличим: та же любовь к роскошным женщинам, тот же бокал с алкоголем в руке. Но стоит ему заговорить, а экшену завертеться, сомнений не остается — это комедия.

Вообще, чем популярнее шпионские фильмы, тем больше на них снимается и пародий, и комедий: на сайте даже есть отдельная посвященная им подборка. Неудивительно, что сверхпопулярный Бонд попадает сразу в несколько пародийных картин. Правда, и сами герои пародий могут быть не менее успешны, чем их прототипы. Как и у Джонни Инглиша, у агента 117 тоже есть продолжение: «Агент 117: Миссия в Рио» 2009-го и совсем недавний «Агент 117: Из Африки с любовью» 2021 года. И, кажется, это не предел.

Смотреть в Okko

«Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба»

-11

Остин Пауэрс — особенный персонаж в ряду шпионских фильмов-пародий. С одной стороны — это всё та же пародия на бондовский типаж спецагента британской службы: он вроде бы и нелеп, как Эткинсон, и очарователен, как Дюжарден. Но при этом Пауэрс перерастает свою пародийную роль и становится совершенно самодостаточным героем. Майк Майерс, играющий Пауэрса, создает героя неотразимо раскрепощенным, но совсем не так, как это делал Лесли Нильсен, который следовал законам буффонады. Для Пауэрса придуман специальный сюжет: он из 1960-х попадает в настоящее, и вся пародийность внезапно оказывается оправдана сюжетом.

В фильме «Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба» вы найдете все необходимые приметы шпионского кино: преследования, флирт, секс, вечеринки и погони. Разумеется, есть в фильме и главный злодей — сам доктор Зло. С ним Пауэрсу и предстоит сразиться вновь: доктор Зло, как и Пауэрс, пробудет 30 лет в заморозке, пока двое не встретятся в 1990-е. Это смурное десятилетие Пауэрс раскрашивает всеми цветами радуги, привнося туда дух, раскрепощенность и игривость 1960-х.

Смотреть в Okko

Текст: Ирина Марголина

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.